Иоганн Себастьян Бах
Где Бах с его беспощадным реализмом, многообразным и многослойным, - и где Франк с его упорной верой в идеал, негасимой и неискоренимой? Елена Привалова - на то и мастер! - решилась связать их сочинения в единое органичное целое. Морским узлом.
14.08.2022. Кафедральный собор святых Петра и Павла. К 200-летию со дня рождения Сезара Франка. И.С.Бах. Прелюдия и фуга ми минор. С.Франк. Хорал №1 ми мажор. Прелюдия, фуга и вариация си минор. Хорал №2 си минор. И.С.Бах. Хоральная прелюдия «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ». Токката и фуга ре минор. Елена Привалова, орган.
Слушаешь ми-минорную прелюдию и фугу Баха - а в мозгу пульсирует: КАК с этим вообще возможно жить? Музыка тяжелейшая. Вся, от и до, на неимоверном жилистом усилии. Словно впряжен в неподъемно груженную повозку - и тянешь ее, тянешь, тянешь… И никак не распрячься - иначе все, призовет тебя Господь. А труды твои тяжкие с каждым шагом все больше похожи на Сизифовы. А постижение праведности трудов сих только все отдаляется - на высоту недосягаемую…
Но испытание даже усложняется. Вокруг тебя разворачивается некое жуткое коловращение - и ты со своим стремлением к праведности уже будто в воронку затянут, считай, что в яму…. И вот уже и мерещится звездопад, и конец совсем близок - а ты все тащишь свою повозку, обязан тянуть…
Страшная музыка. Елена Привалова исполняет ее с таким нарастанием-нагнетанием, что кажется - эта пытка не кончится никогда.
Но вот протяжный звук органа. Как глубокий выдох.
И тут же первый хорал Франка вроде как вручает тебе, вконец измочаленному, награду. После баховского ми-минора в ми-мажоре Франка происходит будто расщепление звука. И тебе вдруг открывается совершенно чарующий мир, нежный и тонкий. Где-то же существует такое чудо! Слух ловит с кончиков пальцев органистки эти космические сигналы. И вправду награда - или иллюзия? Тем более что волшебный звук этот начинает отдаляться.
Сезар Франк
И вот тут у Франка, для пущей ясности, раздается громкий и властный голос Абсолюта. И в начальной теме неизбывной нежности прорезается щемяще-грустная нотка. Но - погрустили минутку, и хватит. Используя богатство тембров, Франк делает вот что - усердно ищет с грозным Абсолютом общий язык! И находит-таки унисон! Музыка стряхивает земные-плотские тяготы - и переносится в невесомость, с Абсолютом сливаясь.
И дальше, в композиции Приваловой, Франк верен себе, конечно. В прелюдии, фуге и вариации си минор звучит трогательный голос наивной души. Только в фуге под натиском обстоятельств он вроде бы несколько искажается, рассеивается, едва не растворяется. Но в вариации, ободряемый мерной пульсацией Абсолюта, то есть включив эксклюзивный слух, - обретает себя с новой силой.
В си-минорном хорале Франк уже приближается к Баху. Уточню, по мироощущению - но оставаясь в своей стилистике. Здесь на музыку наложена вкрадчивая тень. Всегда лелеемый Франком лирический герой здесь застигнут в состоянии волнения, некоторой растерянности- сбивчивости. Улавливается даже тематическая перекличка с ми-минорным Бахом - только голос Франка много приглушеннее.
Герой Франка в этом хорале - в опасности, которая к нему эдак подкрадывается. И вот наступает момент, когда словно космический прожектор выделяет его из толпы и высвечивает действительную суть происходящего.
Собственно адресату достается не так и много - свеча, заботливо укрытая ладонями. А вокруг тем временем поднимаются вихри, пурга - почти катастрофической силы. Условный герой прямо взвизгивает от испуга и ужаса.
Но свеча при нем!
И он гасит-утишает развернувшуюся свистопляску. Если угодно - отстраняется и уединяется с космосом.
И теперь - обратная комбинация. Теперь, волею Приваловой, уже Бах охотно принимает эстафету у Франка. Прелюдия «Я взываю к Тебе, Господи» полна благости и покоя неземного. В «Солярисе» у Тарковского именно она - голос Абсолюта. С которым персонажи фильма, как помним, остались наедине…
И тогда уже космическое становится реальным. А земное - миражом, или несуразностью, или чудом…
Наверное, только апокалиптически измененная реальность и может поменять наше отношение КО ВСЕМУ. Так, чтобы волшебно звучащий Сезар Франк сделался вновь актуальным для рода людского.
А пока… Как финальный аккорд программы раздается Токката и фуга Баха в ре-миноре. И здесь у Приваловой явственно слышится: род людской, катапультированный на Землю, только и знает, что лихорадочно дергаться в турбулентных потоках…