Sep 20, 2014 18:16
Бородай Ю.М. Почему православным не годится протестантский капитализм?
Опубликовано // Наш современник 1990. № 10. С 3-16.
Протестантизм вообще и особенно кальвинизм в качестве основы своей моральной доктрины воспринял крайне индивидуалистическую философию раннехристианского мыслителя Августина. Но Августин, прежде чем стать отцом христианской церкви (епископ города Гиппона - Африка), был членом тайной манихейской общины, откуда он и почерпнул учение об избранности и предопределении, которое он пылко и талантливо пропагандировал среди христиан, но которое тем не менее так и не было принято (хотя и не подвергалось анафеме) католической церковью. Корнями своими это учение уходит в ветхозаветную догматику. Дело в том, что в отличие от новозаветного единобожия ядром Ветхого Завета являлась специфическая идея монотеизма, согласно которой есть один и только один всемогущий вездесущий и всевидящий бог, творец всего сущего, который, однако, при этом вовсе не всечеловечен. Это был племенной бог иудеев; боги всех иных народов - идолы. Из представления своего племенного бога в качестве единственно истинного и всемогущего естественно вытекала и вера в богоизбранность части людей, родных всемогущему богу, в предвечное предопределение их к посюстороннему господству над всеми другими людьми и к потустороннему спасению души. Психологически вера эта обеспечивала верующему торжествующее сознание уверенности, исключающее всякую рефлексию, всякие сомнения. Любой верующий иудей искренне мнит себя сыном божьим, будь он даже последним из неудачников, что и определяет его непомерное самомнение. Иудаизм - религия веселая.
Совершенно другой психологический рисунок получился при перенесении идеи богоизбранности с моноэтнической почвы Ветхого Завета на полиэтническую почву христианства. В самом деле. Кальвинист тоже верит, что только немногие являются божьей аристократией, предопределены к земному господству и потусторонней жизни вечной; большинство же людей - это просто человеческий мусор, обреченный на угнетение, вечную смерть и проклятье, независимо от их дел, злых или добрых - все равно.
Для адепта ветхозаветной веры, для иудея, в такой ситуации не было проблем, свидетельством его счастливого жребия являлся акт рождения в общине избранных. А вот протестанту - сложно. К какому разряду себя причислить! К избранным людям или к человекоподобным животным? Здесь вечные страхи, терзания и сомнения. Кальвинизм - религия угрюмая. Для кальвиниста главная проблема - убедиться в своей богоизбранности. Но как? Способ один - ощутить себя «орудием божьим». Критерий этого ощущения, с точки зрения протестантской доктрины, вполне объективен, это- успех, любой земной успех, в любой деятельности, как доброй, так и злой.
...согласно ветхозаветным представлениям, которые через Августина воспринял кальвинизм, Бог может действовать злом во имя добра, и даже сам Сатана является орудием божьим. Об этом недвусмысленно говорится в ветхозаветной книге Иова - одной из самых любимых протестантских книг. Поэтому, строго говоря, в своих деяниях можно подражать даже и Сатане, лишь бы деяниям этим сопутствовал успех, дающий ощущение избранности и предопределенности к господству.
М. Вебер обильно цитирует тексты наиболее знаменитых пуританских проповедников и особенно Бакстера; «Если бог указует вам путь, - вещает последний,- следуя которому вы можете... заработать больше, чем на каком-либо ином пути, и вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете одной из целей призвания (calling), вы отказываетесь быть управителем (steward) бога и принимать дары его... Не для утех плоти и грешных радостей, но для бога следует вам трудиться и богатеть... Желание быть бедным было бы равносильно... желанию быть больным и достойно осуждения...» и т. д., в том же духе. Короче, ради приумножения своего капитала все пути и средства хороши, лишь бы они были наиболее эффективными, а грехи избранных милосердный Христос все давно уже искупил-только их грехи! Все не сумевшие разбогатеть еще до сотворения мира прокляты навсегда.
Новый Завет,
Бородай Ю.,
Религия,
Ветхий Завет,
Протестантская этика,
Иудаизм,
Кальвинизм