Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин C.C., "Идеология экономической политики: проблема российского выбора." - Монография - М.: Научный эксперт, 2008
Традиционно с позиции экономической теории функции современного государства определяются следующим образом:
- правовое обеспечение;
- организация денежного обращения;
- производство общественных благ;
- минимизация трансакционных издержек эксплуатации экономической системы в целом;
- антимонопольное регулирование и содействие развитию добросовестной конкуренции;
- оптимизация влияний внешних факторов - снижение негативного эффекта и усиление позитивного воздействия согласно национальным политико-экономическим интересам;
- перераспределение доходов в обществе;
- поддержание оптимального уровня занятости;
- проведение региональной политики выравнивания уровней жизни территорий;
- реализация национальных интересов на международной арене.
Наличие особой управленческой миссии государственной власти по отношению к рыночной экономике признается ныне даже на уровне ведущих монетаристских структур мира. К ним,
например, относится Всемирный банк, который в отчете о мировом развитии 1997 г. представил список непременных функций государства в современных условиях экономического развития. В противоречии с концептом саморегулирующегося рынка определялись сферы, неподвластные рыночным механизмам. Говорилось даже о видах противодействия стихийности рынка. Об указанных Всемирным банком и приводимых в табл. 2,5 функциях государства неплохо было бы помнить российским государственным и политическим структурам.
Один из наиболее характерных мифов о саморегулирующейся западной рыночной экономике связан с проблемой рынка жилья.
Задача приватизации в жилищной сфере выдвигалась в Российской Федерации со ссылкой на опыт Запада. В действительности, во многих высокоразвитых странах постиндустриального мира в жилищном фонде преобладает государственная и муниципальная собственность. Для западноевропейских государств ее доля устойчиво выше, чем в постприватизационной Восточной Европе. В Российской Федерации к середине 1990-х гг. в собственности проживающих находился 41% жилья. Однако на тот же момент в Германии и Швеции соответствующий показатель составлял 37,8%, а в Швейцарии - 31%.
Как фактор, противоречащий рыночному пути развития, рассматривается в неолиберализме социальное бремя государства. Оно, согласно неолиберальной трактовке, выступает
противодействием свободной конкуренции. Однако достаточно посмотреть на структуру формирования государственного бюджета в ведущих странах Запада, чтобы отвергнуть данный концепт, как несоответствующий экономической реальности (рис. 2.4).
Одним из индикаторов уровня регулируемости рынка может служить степень жесткости пресечения экономических преступлений. В этом отношении показательно будут выглядеть страновые различия по количеству лиц на определенную численность населения ежегодно осуждаемых за мошенничество. При рассмотрении соответствующих показателей среди стран европейского континента обнаруживается устойчивая региональная дифференциация (рис. 2.5).
Что, в Германии, как это следует из статистики, мошенников в 19,5 раз больше, чем в России? Очевидно, причина статистических диспропорций в другом: в более развитой рыночной системе осуществляется и более жесткий контроль государства за экономическим поведением граждан.