Исследование предпочтений в развитии компетенций

Jan 15, 2012 00:08


Представляю результаты собственного исследования предпочтений в развитии компетенций. Целью данного исследования было определить актуальность потребностей, связанных с развитием определенных компетенций. Результаты могут быть полезны для формирования программ обучения и развития.

Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Какой навык Вы бы хотели развивать в себе в первую очередь?». На выбор предлагалось 9 компетенций и вариант «Другое». Данный набор был получен в ходе предварительного анализа рынка онлайн-игр (эти компетенции могут потенциально развиваться с помощью определенных игр в сети Интернет).

Опрос проводился в социальной сети «Вконтакте» в течение 12-14 января 2012 г. В опросе приняло участие 516 человек. К сожалению, из-за ограничений системы гендерный и возрастной состав выборки нам не известен. Были получены следующие результаты (табл.1).

Табл. 1 Распределение ответов при ответе на вопрос «Какой навык Вы бы хотели развивать в себе в первую очередь?»



Компетенция

Кол-во человек, выбравших данный вариант

% от общего числа ответов (всего 100%)

1

Визуальное мышление (эффективно работать с образами)

26

5%

2

Гибкость и скорость мышления (быстро принимать решения, быстро переключаться с одного дела на другое)

83

16.1%

3

Навыки ориентировки в пространстве (лучше ориентироваться в пространстве)

18

3.5%

4

Объем рабочей памяти (одновременно оперировать большим объемом информации)

42

8.1%

5

Память (хорошо запоминать необходимую информацию)

100

19.4%

6

Речевая гибкость (быстрее находить необходимые слова для передачи своей мысли)

101

19.6%

7

Сила и объем внимания (концентрироваться, не отвлекаясь на помехи, одновременно видеть множество деталей)

58

11.2%

8

Системность мышления (лучше обобщать и систематизировать информацию)

32

6.2%

9

Формально-логическое мышление (качественно анализировать информацию и находить противоречия)

46

8.9%

10

Другое

10

1.9%

Анализ и интерпретация результатов

Первое место разделили компетенции: «речевая гибкость» (19,6%) и «память» (19,4%). Второе место у гибкости и скорости мышления (16,1%). Третье - «сила и объем внимания» (11,2%).

Почему получились именно такие результаты? Возможно, именно эти компетенции отражают наиболее актуальные потребности аудитории. Данные потребности можно отнести к сфере коммуникации и сфере работы с информацией.

Зафиксированного понятия «речевая гибкость», насколько мне известно, не существует - это словосочетание я подобрал, чтобы отразить такую компетенцию, как умение быстро артикулировать свои мысли. Потребность в улучшении коммуникативных умений и навыков хорошо осознается аудиторией, так как с коммуникативными задачами мы сталкиваемся ежедневно, получая обратную связь от других об уровне своей компетентности. Развитие коммуникативных навыков наиболее вероятно связать с повышением личной эффективности.

Преимущество варианта «память» перед аналитическими навыками подтверждает утверждение, что «большинство жалуется на плохую память, но никто не жалуется на плохое мышление». Считается более социально приемлемым при совершении ошибки сослаться на забывчивость, чем на слабость мышления.

Актуальность развития памяти может объясняться тем, что большая часть выборки представляет собой молодежь (в том числе и студенческого возраста). Период обучения предполагает большую роль памяти как фактора эффективности (успех на экзамене - воспроизвести нужную информацию).

Актуальность развития внимания, вероятно, связана с насыщенностью информационной среды, в которые погружены пользователи Интернета. Например, потребность лучше концентрироваться и не отвлекаться на посторонние вещи актуализируется в условиях осуществления задач информационного поиска.

Потребности, связанные с ориентировкой в пространстве (3,5%), применением визуального (5%) и системного мышления (6,2%) оказались наименее актуальными. Вероятно, это связано с тем, что они являются очень специфичными и актуализируются в ситуациях, предполагающих либо определенную деятельность (например, хождение в походы), либо профессию (например, архитектор).

Интересно, что и объем рабочей памяти (8,1%) и навыки формально-логического мышления (8,9%), отстали от «лидеров». При этом по ряду исследований, именно объем рабочей памяти зачастую является предиктором интеллектуальных возможностей человека, а навыки формально-логического мышления в основном составляют коэффициент IQ, который должен быть известен широкой аудитории. Вероятно, данные интеллектуальные способности уходят на второй план, так как не осознается их связь с личной эффективностью. Тому способствуют и распространение публикаций, в которых критикуется использование IQ тестов для прогнозирования успешности человека и вводятся дополнительные параметры измерения интеллекта или его новые виды (социальный, эмоциональный, в популярной литературе попадается даже финансовый интеллект).

Таким образом, при разработке программ обучения и развития стоит учитывать то, что в представлении аудитории роль развития коммуникативных навыков, памяти и внимания может оцениваться  выше, чем развитие различных составляющих мышления.

Буду благодарен за обратную связь, вопросы и комментарии!

развитие, исследование, компетенции

Previous post Next post
Up