Игра как гуманитарная технология
Игра - это одна из гуманитарных технологий. Гуманитарные технологии применяются в области человеческих взаимодействий. В отличие от других технологий, например производственных, гуманитарные технологии в ходе своего применения изменяют не только окружающую реальность, но и себя как технологию. Например, разворачивающийся игровой мир может начать продуцировать новые правила, которые в свою очередь создадут еще один игровой мир внутри уже существующего.
Внутренний контекст
Понятие «игра» довольно широко распространено. Чтобы как-то отличать игру, о которой будет идти здесь речь, выделим ее ключевые особенности как гуманитарной технологии. Игровую технологию отличает такая обязательная характеристика, как моделирование, на основании которого создается игровая реальность. Прототипом становится некая реальная деятельность, которая сама никогда прямо не переносится в игру и остается за рамками игрового процесса. В реальной деятельности выделяются ключевые ее элементы и факторы, которые через дальнейшее превращение их в символы наполняют пространство игрового мира.
Чтобы вдохнуть жизнь в бездушный мир символов и безмолвных предметов необходимо определить их функции и желаемое состояние, к которому они стремятся. Часто игра - это последовательность действий, направленных на разрешение конфликтов, которые заложены на уровне противоречия в функциях.
Разведение двух реальностей: игровой и так называемой настоящей, позволяет нам говорит о таком понятии, как вовлеченность, которую можно определить как принятие на себя роли в игровой реальности. Переход из одной реальности (из одной роли) в другую не происходит мгновенно: каждый раз он связан с уяснением правил, с одной стороны, а с другой стороны, некоторым внутренним усилием, связанным со сменой взгляда на окружение. Участники игры начинают с того, что пробуют, как бы тестируют, новую реальность «на прочность», задавая вопросы, иногда даже критикуя правила и саму игру. На этапе вхождения в игровую роль участник ищет смысловые точки опоры, пытается ответить на вопрос «Зачем он делает то, что делает в игре?».
Внешний контекст
Рассмотрим внешний контекст использования игровой технологии. На наш взгляд, чтобы задать основания для классификации можно выделить следующие цели, которые могут преследоваться с помощью игры:
1. Обучение: приобретение знаний, умений и навыков.
2. Развитие: изменение мотивации, установок, роли.
3. Командообразование: изменение отношений в группе.
4. Развлечение: получение ярких и приятных эмоциональных переживаний.
5. Оценка: сравнение участников между собой или с эталоном по заданным критериям с целями проведения конкурса, отбора или др.
Другим основанием для классификации игровых технологий могут быть сферы ее применения:
1. Работа с персоналом организаций
2. Воспитание детей
3. Способ времяпрепровождения досуга в неформальных и формальных группах с высокой ролью эмоциональных связей (друзья, знакомые, семья и др.)
Основываясь на двух данных типологиях можно построить матрицу, на пересечении строк которых можно обозначить примеры конкретных методов, в которых может происходить использование игровых технологий.
Табл. 1 Примеры методов с применением игровых технологий
Работа с персоналом организацииВоспитание детейСпособ досугаОбучение Деловые, ролевые игры.Ролевые игры, интеллектуальные викториныПрактически не используетсяРазвитиеБизнес-симуляцииРазвивающие игры для детейПрактически не используетсяОценкаАссессмент-центрПсихокоррекционные пробыПрактически не используетсяКомандообразование«Тим-билдинг»Практически не используетсяПрактически не используетсяРазвлечение«Тип-спирит»Игры-конкурсы и др.Интеллектуальные викторины, настольные игры и др.
Можно отметить, что наиболее широкий спектр целей, которые можно достигать с помощью игровых технологий, характерен для коммерческих организаций, так как внутри них присутствует заказчик, заинтересованный в развитии и оценке персонала. В неформальных группах, которые играют, чтобы «скрасить» досуг, никто никогда не задумывается о том, чтобы оценивать уровень компетентностей или специально обучаться чему-то с помощью игры. Основной целью является получение приятных эмоциональных переживаний. В воспитании детей при организованном воздействии со стороны педагога акцент делается на процессах обучения и развития, часто игры используются как способ развлечения. Как способ оценки игра может применяться для выявления уровня развития ребенка. Как способ командообразования практически не используется, так как воспитание не ставит перед собой задачу образования групп из детей - эти процессы протекают стихийно и на фоне решения других задач.
Таким образом, ключевой особенностью внутреннего контекста игровой технологии является процесс моделирования. С точки зрения внешнего контекста важно понимание, что игра одновременно может служить средством достижения нескольких целей, общее число которых, на наш взгляд, представлено обучением, развитием, оценкой, командообразованием и развлечением.
Юрий Шевченко
21 июля 2011 г.