Знание неписанных правил как фактор карьерного продвижения внутри компании
Под словами «неписанные правила» понимают неявные знания и нормы поведения, которые способствуют достижению успеха на рабочем месте. Основания для формирования неписанных правил следует искать в истории существования компании, в ее ценностях и традициях. Знание и соблюдение неписанных правил способствует успеху в компании, но о них не принято говорить открыто, как о формальных рабочих компетенциях.
Наличие неписанных правил - это огромный барьер для адаптации и развития тех сотрудников, которые по разным причинам оказались не включенными в социальные сети, существующие в компании.
В результате зарубежных исследований (Sabattini L., Dinolfo S. Unwritten Rules: Why Doing a Good Job Might Not Be Enough. - Catalyst: February, 2010) было выделено восемь стратегий, влияющих на продвижение внутри компании благодаря освоению неписанных правил:
1. Построение взаимоотношений;
2. Коммуникация и обратная связь;
3. Карьерное планирование и тренинги;
4. Увеличение свей заметности для организации;
5. Эффективность и результативность;
6. Сверхурочная рабочая неделя (более 40 часов);
7. Физическое нахождение в офисе;
8. Выражение желания работать сверхурочно.
На основании проведения исследования (число респондентов составило 700 человек) было показано, как различается отношение к данным стратегиям и их реальное использование на практике.
Стратегии продвижения благодаря неписанным правилам
Указаны как важные
Использовались в прошлом
Коммуникация и обратная связь
97%
96%
Эффективность и результативность
97%
99%
Карьерное планирование и тренинги
94%
89%
Увеличение своей заметности для организации
92%
77%
Построение взаимоотношений
91%
75%
Присутствие в офисе
76%
80%
Работа более 40 часов в неделю
53%
83%
Выражение желания работать сверхурочно
41%
51%
Желтым цветом помечены результаты, где процент ответов среди женщин был выше, чем у мужчин.
Не смотря на то, что такие стратегии, как «Увеличение своей заметности» и «Построение взаимоотношений», признаются более значимыми, они используются реже, чем стратегии «Присутствие в офисе» и «Работа более 40 часов в неделю». Возможно, это связано с тем, что во втором случае необходимо прикладывать меньше усилий и такой способ поведения является более легким для реализации.
Для овладения неявными знаниям могут применяться такие методы, как:
1. Наставничество и обратная связь
2. Формальный коучинг и тренинг
3. Наблюдение
4. Предыдущий опыт работы
5. Коммуникация с членами профессиональной сети
6. Метод проб и ошибок
Было проведено исследование соотношения процента использования методов и оценки их эффективности.
Методы овладения неявными знаниями
Использовались в прошлом
Оценка эффективности
Наблюдение
88%
49%
Метод проб и ошибок
78%
18%
Наставничество и обратная связь
77%
32%
Использование опыта предыдущей работы
58%
13%
Коммуникация с членами профессиональной сети
49%
16%
Формальный коучинг и тренинг
42%
6%
Желтым цветом помечены результаты, где процент ответов среди женщин был выше, чем у мужчин.
Менее 20% респондентов оценили как эффективные, такие способы овладения неявными знаниями как «Метод проб и ошибок», «Коммуникация с членами профессиональной сети», «Использование опыта предыдущей работы». Менее 10 % респондентов оценили эффективность метода «Формальный коучинг и тренинг». Вместе с тем значительный процент респондентов использовал данные методы в своем опыте