Данный текст появился на свет, как комментарий к материалу по поводу так называемых трансформационных тренингов личности (лайфспринг).
Адрес, где можно увидеть материалы,
http://mitrio.livejournal.com/tag/тренинги (там дано довольно подробное описание содержания тренингов, принципов организации, упражнений и т.д.)
Материал, который там собран, довольно критичный и негативный, - только одна сторона медали. Есть и другая - у тех, кто участвовал в подобных тренингах (некоторые из них отзываются довольно положительно).
Но мне здесь интересна скорее объективная сторона дела вне эмоционального разделения на "нравится"/"не нравится".
Из всего прочитанного я сделал следующие выводы о тренингах "личностного роста" данного типа (одно из распространенных названий - лайфспринг). Чтобы отличать их от тренингов личностного роста, основам которых нас обучали на психфаке МГУ, я бы называл этот вид деятельности - "психологическими пирамидами" (по аналогии с пирамидами сетевого маркетинга).
Кстати, атрибуты тренинга личностного роста (в профессиональном варианте) действительно могут вызвать недоумение у тех, кто не знаком с психологией. Так, я помню свое участие в тренинге А.У.Хараша и свое недоумение в начале от жесткости тех правил, что существовали в группе (за их нарушение высаживали из группы на несколько десятков минут): например, нельзя давать советы и ставить диагнозы другим участникам, пытаться руководить процессом дискуссии и т.д. Но все эти правила имеют рациональную основу, значение которых со временем понимаешь.
Что же касается тренингов, о которых мы так негативно отзываемся, то:
- Основная их цель, как мне понимается, все-таки - заработать денег.
Например, если посмотреть сайт компании "Открытый форум", то вы там не найдете ни одного тренера с высшим психологическим образованием. В основном - журналисты, мехмат, что-то другое. Зато среди университетов лидирует МГУ. То есть, далеко не глупые люди нашли/организовали способ заработать денег.
- В основе существования данного бизнеса принцип сетевого маркетинга - система держится на новообращенных, поэтому участников тренинга вовлекают в вербовку новичков (как и в других бизнесах по типу "пирамид" с внешней атрибутикой для прикрытия в виде косметики, зубных паст и прочих дорогих, но "надежных" вещей).
- Если вы общались с людьми, которые "подсели" на сетевой маркетинг, создается ощущение, что "человека подменили". Мне представляется, что принцип организации тренингов "психологических пирамид" основан на смене референтной группы субъекта (и группового влияния, что отсылает нас к эспериментам К.Левина с субпродуктами и эффектом групповой дискуссии), что дает основание некоторым причислять данные тренинги к разряду сект.
- Как отличить тренинг в стиле "психологической пирамиды":
- обещания "трансформаци"/изменения/модификации личности/сознания, сделать вас счастливыми;
- отсутствие конкретной информации у данных компаний по поводу того, что будет происходить на тренинге;
- создание стрессовых ситуаций в ходе тренинга, работа в основном с эмоциями.
- Невозможно провести различие между тренингами "психологической пирамиды" и тренингами личностного роста и другими психотерапевтическими методами по уровню инструментария. Например, краткосрочная стратегическая терапия допускает манипуляции с клиентом, если они приносят ему благо. Вероятно, различие кроется в наличии этических стандартов и следования им. На практике этическая составляющая имеет решающее значение в достижении профессионального признания.