Молодежь XXI века

Jan 10, 2010 04:05


Реагируя на просьбу проделать небольшой анализ того, что представляет из себя современная молодежь России, написал следующее эссе. Интересно будет узнать ваше мнение, есть ли какие-то общие черты у молодого поколения, и если есть, то какие.

Следуя традиции, заложенной К.Манхеймом, символические поколения можно выделять по «переломным событиям», пришедшим на годы социализации той или иной возрастной когорты. Таким образом, для понимания специфики поколения нужно рассмотреть те события, что происходили во время его социализации, и те ценности, которые были благодаря или вопреки им сформированы.

В силу переходного характера общества и общей ситуацией социальной нестабильности в 90-е гг. можно было наблюдать большой разброс различных ценностей.

Получилось так, что старые ценности были разрушены, а новые не приняты. Основные из них концентрировались вокруг новой реальности жизни - появившегося рынка и развивающегося предпринимательства. Соответственно молодежь заняла различные позиции по отношению к развитию рыночной системы: позитивно оценивающие и негативно оценивающие происходящие изменения.

Поиски национальной идеи слабо продвигались в первое десятилетие XX века.  Вопрос в том, остались ли в политических настроениях имперские амбиции. Похоже, что нет. Можно констатировать, что мы оказались перед палитрой различных образов России, которые определяло наследие прошлого:

1.      Царско-православная Россия

2.      Сталинская Россия

3.      Партийно-коммунистическая Россия

4.      Криминальная Россия (90-ее годы)

5.      Демократическая Россия

Для молодежи решающим оказывается выбор социальной группы, с которой выражается готовность идентифицировать себя.   Проблемой является неопределенность социальных ориентиров. В число институтов социализации входит семья, школа, СМИ. В школе тоже царит неопределенность, связанная с привязанностью к прошлым механизмам и способам функционирования. Ценность семьи падает. Молодежь благодаря информационным технологиям имеет возможность строить свой параллельный социальный мир, куда нет доступа для взрослого. СМИ ориентируется на индустрию развлечений и потребительское мышление.
Для поколения «миллениум», социализация которых происходила в первые годы XXI века, начало новой эпохи было связано с общей политической стабильностью, освоением новых технических средств коммуникации.

Но далеко не все так позитивно, как может показаться на первый взгляд. Жизнь молодого поколения проходит под знаком симуляции. Интернет придает этой симуляции гротескные формы. Происходит подмена реальности ее образом, симулякром.

За симуляцией текста стоит кризис авторства - у текста, который сотни раз копируется, теряется, «смывается» автор - он становится чем-то вроде народного творчества. В тоже время в моде оригинальность, стремление к разнообразию, демонстрация индивидуальности.

Идея инноваций дискредитировала сама себя, только укрепив веру в старые добрые средства и методы. В настроениях среди меньшинства можно отметить неосознаваемое (или скрываемое) раздражение, разочарование в несбывшихся надеждах и ожиданиях, связанных с изменением жизни в стране.

Мировой кризис в большей степени повлиял на оплату платного образования. Меньше других замечают кризисные явления молодые москвичи, юноши и девушки 16-17 лет, представители высокоресурсных групп. Обладание ресурсами (доход и место жительства) является своего рода «подушкой безопасности», позволяющей относительно безболезненно переживать кризис.

По результатам социологических опросов, у россиян сформировался не слишком благоприятный образ современной молодежи - респонденты склонны видеть в представителях молодого поколения гораздо больше негативных, нежели позитивных качеств. Современная молодежь видится ленивой, но в то же время прагматичной и практичной, ориентированной на быстрое достижение финансового благополучия, что не вызывает одобрения у людей, привыкших к иным адаптационным стратегиям.

При этом сами представители молодого поколения видят себя совсем иначе - независимыми, раскованными, образованными и целеустремленным, а прагматичность и ориентация на финансовый успех воспринимается ими как наиболее эффективная стратегия адаптации. Кстати, среди молодежи людей, адаптированных к нынешним условиям жизни и с оптимизмом смотрящих в будущее, вдвое больше, чем среди представителей среднего поколения и вчетверо - чем среди людей старше 50 лет.

В одном из социологических опросов были получены следующие результаты: кумиром российской молодежи стал былинный персонаж, богатырь Илья Муромец (19% - первое место), в то время как среди пенсионеров «настоящим героем» его склонны считать вдвое меньше опрошенных. На втором месте у тех, кому еще нет 30, - главный герой телесериала «Бригада» Александр Белов (Саша Белый) - его считают «настоящим героем» 17% молодых респондентов, при том что среди тех, кто старше 45 лет, доля поклонников этого персонажа не превышает 1-2%. На третьем месте - Штирлиц.

В реальной жизни - в настоящем и прошлом - большинство россиян «настоящих героев» не видят: 41% респондентов затруднился назвать хотя бы одного, а 19% считают, что настоящих героев в реальной жизни не существует. Наиболее скептичны при этом молодые участники опроса: доля не верящих в реальных героев среди них составляет почти четверть (23%), в то время как среди пенсионеров - 14%. Вместе с тем тройка лидеров среди публичных фигур современности и исторических личностей все же есть: это Георгий Жуков (4%), Юрий Гагарин (4%) и Владимир Путин (3%).

эссе, психология

Previous post Next post
Up