Ю.Б. Опять драчка начнется за то, чтобы попасть в список "инновационных".
В результате от 10% до 15% выпускников вузов будут оставаться в регионе и развивать свои инновационные проекты, объем НИОКР в интересах региональных заказчиков вырастет в 3 раза. Наконец, усилится соответствие между высшим образованием и рынком труда: средний заработок 75% выпускников вузов в течение первых трех лет работы будет не ниже средней заработной платы по региону.
Проект 9. Фундаментальные и поисковые исследования в высшей школе, глобальные университеты, РАН.
Ю.Б. Ну наконец-то прозвучали глобальные заказчики данного исследования.
Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических областей передовых исследований. Это в 3-4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Для ликвидации этого пробела необходимо расширить программу повышения международной конкурентоспособности до 40 вузов, на базе которых в кооперации с ведущими исследовательскими центрами будет создана передовая экспериментальная база для крупных международных проектов. Реализация такого проекта невозможна без финансирования долгосрочных (от 5 до 10 лет) программ фундаментальных и поисковых исследований, привлечения ведущих зарубежных ученых, увеличения продолжительности аспирантуры и грантовой поддержки исследований аспирантов на уровне средней заработной платы по региону. Будет создано не менее 50 центров превосходства (международных исследовательских центров) в разных отраслях науки и привлечено не менее 10 тыс. зарубежных исследователей.
Ю.Б. А своим спецам зарплаты хватит?
Результатом станет увеличение в 2 раза объема НИОКР данных вузов и расширение их присутствия на глобальных рынках знаний и технологий (устойчивое присутствие в первых сотнях глобальных предметных рейтингов: не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов - к 2035 году).
Ю.Б. Почему-то в документе ни слова не сказано про защиту интеллектуальной собственности. Все НИОКР и пр., без защиты - это не более, чем высасывание пылесом из страны талантливых идей даже не за спасибо. В чистом виде интеллектуальная колония.
Проект 10. Повышение глобальной конкурентоспособности за счет экспорта профессионального образования. В современном мире образование должно не только обеспечивать конкурентоспособность экономики страны, но и само наращивать экспортный потенциал. Для этого необходимо привлечение платежеспособных иностранных студентов с хорошим образовательным заделом, особенно на уровень магистратуры и аспирантуры в приоритетных технологических областях. Для реализации данного проекта потребуется: внедрение дружественных миграционных процедур для данной категории студентов от этапа набора до выхода на рынок труда; создание и развитие российскими университетами массовых открытых онлайн-курсов на глобальных платформах; грантовая и организационная поддержка глобального продвижения российских образовательных продуктов; строительство новых и модернизация действующих кампусов для 5 ведущих вузов и общежитий со спортивными комплексами в пешей доступности от учебных корпусов еще для 25 университетов.
Ю.Б. Прекрасная иллюстрация равенства возможностей. Студентами иностранцам - лучшие кампусы, 5 штук.
В результате к 2024 году будет обеспечен рост доходов от образовательных услуг в совокупном экспорте по всей экономике России до 1%. Доля иностранных студентов в бакалавриате вырастет до 10%, а в магистратуре и аспирантуре - до 15%.
Ю.Б. мысль интересная про иностранцев. А по-русски они как сами заговорят? Или не важно - деньги заплатили - диплом получили?
Проект 11. Современное содержание школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех. Ключевой элемент предлагаемых шагов - это обновление содержания и методов образования. В рамках данного проекта предлагается обновление стандартов образования, включая развитие навыков XXI века и новой грамотности
[1]{C}, а также распространение современных воспитательных практик, ориентированных на развитие социальных навыков, установок солидарного действия для общего блага.
Ю.Б. опять новые стандарты? Д сколько ж можно? Ушатали уже все!
Ю.Б. Благо здесь национальное или глобально?
Кроме того, необходимы разработка и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов. В результате к 2024 году доля выпускников школы с высоким уровнем владения навыками XXI века повысится до среднего показателя по ОЭСР; 90% выпускников школ и колледжей будут успешно сдавать национальный тест по основам финансовой и правовой грамотности.
Ю.Б. Чтобы действовать в меняющихся условиях - необходимо иметь фундаментальное образование по всем естественно научным дисциплинам, системное мышление, культуру неслучайного мышления универсумального типа. Ни одна из предложенных выше программ НЕ ПРИВЕДЕТ к этому.
Проект 12. Кадры для развития образования. Реализация представленных выше проектов потребует переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и управленческих команд всех образовательных организаций.
Ю.Б. А где взять такие кадры? Старые не изменятся, а только мимикрируют. Нужен новый призыв? А кто пойдет в педагоги, если педагог - это оператор образовательных услуг?
Особые усилия будут направлены на формирование у педагогов универсальных компетенций, умений работы с использованием цифровых образовательных ресурсов, освоение ими методик преодоления учебной неуспешности, развития интереса и мотивации к обучению у учащихся.
Ю.Б. Ну точно, готовим операторов-педагогов, которые включат студенту вуза-реципиента онлайн-курс федерального инновационного вуза. Занавес!
Проект предполагает внедрение новых инструментов продвижения молодых педагогов и грантовую поддержку в каждом регионе сообществ профессионального развития. В ходе проекта будут разработаны и реализованы высокотехнологичные программы педагогического образования с усиленной практической составляющей, создана система постдипломного методического сопровождения молодых педагогов, запущены программы стажировок молодых педагогов в лучших образовательных организациях и на базе ведущих университетов.
Ю.Б. Как повезло молодым педагогам. А другим как?
В результате к 2024 году профессия учителя войдет в 5 наиболее привлекательных профессий для детей, все педагоги будут сертифицированы для работы в цифровой образовательной среде.
Ю.Б. Что значит сертифицированы? Они что колбаса?
Управленческая команда (не менее 4 человек) каждой образовательной организации пройдет переподготовку, результатом которой станет разработка программы развития собственной образовательной организации.
***
При полномасштабной реализации предлагаемых двенадцати проектов (что предполагается в рамках оптимального сценария финансирования) будут созданы все необходимые условия для максимального вклада системы образования в экономический рост, глобальную позицию России и технологическую модернизацию, подкрепленные эффективными механизмами социального выравнивания, гарантирующими устойчивый рост качества жизни россиян.
[1] «Новая грамотность» - базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях в меняющихся социально-экономических условиях; сюда входят финансовая, правовая, технологическая, медицинская, экологическая и др. грамотность.