Критика документа Высшей школы экономики "12 решений для нового образования" (Часть 2)

Apr 11, 2018 13:45

Второе - внедрение в образовательный процесс цифровых обучающих игр и цифровых симуляторов, обеспечивающих высокую степень вовлечения школьников в учебный процесс.
Ю.Б. Известно, что уход человека из сферы общения с другим человеком «в реале» неизбежно делает из него социопата. Акцент именно на игровой цифровизации - это абсолютно вредный тренд. Что у нас корпорации, делающие игры и VR хотят войти в школу и всех психически и социально изуродовать? Тут еще надо посмотреть какие сценарии и как реализуют симуляторы, Принцип Эшби и здесь никто не отменял.
Третье - создание, регулярное обновление и продвижение открытых онлайн-курсов лучших учителей и профессоров вузов по базовым и профильным предметам основной и старшей школы, а также дисциплинам дополнительного образования, в том числе для детей, не имеющих возможности изучать соответствующие предметы в школе.

Ю.Б. Кивок в сторону не имеющих возможности изучать предметы в школе - это конечно очень трогает и слезу вышибает, но если речь идет о лицах с ОВЗ или инвалидов, то для них нужны специальные коррекционные заведения с со спецпедагогами, спецметодиками и тренажерами. То, что разрушили систему коррекционного образования, загнали инвалидов и аутистов в общие школы - это ВЕЛПИЧАЙШИЙ ВРЕД и для тех, кто с ОВЗ и для тех, кто как бы нормальный. А если этих ОВЗ оставили еще и дома один на один с СДО, то это полный аут.

В результате реализации проекта повысится доля выпускников 9-го класса, обладающих базовой функциональной грамотностью (в области математики, естествознания и русского языка), с 72% до 85%, вырастет с 40% до 80% доля школьников, сохраняющих интерес к обучению в основной школе. Наконец, у 50% учителей затраты времени на рутинные и бюрократические операции сократятся на 25%, у 50% - на 10%.

Ю.Б. Вот я думаю, с какого потолка они берут эти цифры, как они их будут считать и будут ли они за них отвечать, если что-то пойдет не так?

Проект 3. Современная материальная инфраструктура образования. Без современной инфраструктуры невозможно не только увеличение охвата образованием, но и обновление его содержания и технологий. Реализация данного проекта включает пять основных шагов:

1. Подключение всех школ к интернету со скоростью, позволяющей не менее чем половине школьников одновременно активно использовать современные ресурсы Сети (скорость 100 МБит/сек в 2020 году и 1 ГБит/сек в 2023 году), и формирование современной цифровой инфраструктуры школ.

2. Создание современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью.

3.Создание ежегодно дополнительных 70 тыс. мест для детей ясельного возраста с учетом существующей потребности и будущего прироста численности детей.

4.Строительство 2 тыс. новых современных школьных зданий для решения проблемы третьей и второй смены и капитальный ремонт 5 тыс. школ, не обеспечивающих минимально необходимых условий для обучения, обновление структуры и дизайна школьных помещений.

5.Модернизация образовательной инфраструктуры в селах за счет создания интегрированных культурно-образовательно-спортивных организаций и обеспечение безопасного подвоза сельских учащихся к базовым крупным школам (замена или ремонт не менее 12 500 школьных автобусов).

Ю.Б. тут ничего нового. Школа - рынок сбыта современного западного сетевого и компьютерного оборудования. Так уже 15 лет сюда сбывают, лучше от этого стало?

Проект 4. Равные образовательные возможности и успех каждого. В российском образовании не решена проблема высокого неравенства образовательных возможностей.

Ю.Б. Забавно, а разве индивидуализация, поиск лучших с пеленок, дифференциация, школы для особых и школы для остальных - это не напрямую создание условий для неравенства? ВШЭ, строящая элитарное образование, заговорила о равенстве? Не верю.

Во-первых, каждому ребенку дошкольного возраста необходимо предоставить возможность пройти программу годичной подготовки к обучению в школе.

Ю.Б. Кто будет платить и реализовывать? Дайте догадаюсь: платить - родители или государство, а обучать частные детские садики или частные «центры компетенций», так?

Во-вторых, для детей школьного возраста из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, важно внедрить инструменты адресной поддержки в освоении образовательных программ и обеспечении доступа ко всем образовательным ресурсам.

Ю.Б. Сначала довели эти семьи до цугундера, потом будем адресно помогать. Во-истину «системный», «государственный» подход.

Кроме того, необходима специальная программа улучшения результатов школ, работающих в сложных социально-экономических условиях. Данный проект также включает модернизацию общеобразовательной подготовки в СПО. В высшем образовании на снижение неравенства образовательных возможностей будет направлено реформирование стипендиальной системы. В результате уровень равенства образовательных возможностей (разрыв в образовательных достижениях между различными социально-экономическими группами учащихся) достигнет значения показателей 10 стран-лидеров. Также повысится до 85% доля девятиклассников, успешно осваивающих базовые функциональные навыки, необходимые для успеха в жизни.

Проект 5. Новое технологическое образование в школе и СПО. Данный проект предполагает радикальное обновление технологического образования в школах и дополнительном образовании, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и собственно технологиям. Кроме того, необходимо создание современных технологических мастерских, использование сетевых форм обучения с участием вузов и колледжей, создание детских технопарков «Кванториум».

Ю.Б. Было бы здорово еще и детей в эти кванториумы завлечь, и чтобы они пустыми не стояли. Об это кто-то думает?

Наконец, требуется внедрение новых форм оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ. Результатом этих решений должно стать повышение до 40% доли российских школьников, показывающих высокие результаты технологической грамотности. В послешкольном образовании предлагается перевод 30% программ СПО в программы прикладного бакалавриата и еще 30% - в короткие программы получения конкретных квалификаций в центрах опережающей подготовки (в них будут реализовываться экспериментальные интенсивные образовательные программы СПО с сокращением сроков подготовки и быстрым выходом молодежи на рынок труда по современным специальностям, использующим цифровые технологии). Ядром данного проекта также станет создание, апробация и внедрение в общеобразовательной школе и системе среднего профессионального образования современных аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров, а также соответствующих цифровых комплексов программного и методического обеспечения. В результате 30% школьников и 100% студентов СПО и прикладного бакалавриата получат возможность знакомства с современными технологиями и освоения практических умений. «Зарплатная премия» для выпускников прикладного бакалавриата вырастет с нынешних 10% до 30%, для среднего профессионального образования повысится до 20%.

Проект 6. Развитие и поддержка талантов - необходимое условие ускоренного экономического роста на основе человеческого капитала. Для этого необходимо обеспечение учащихся каждой школы возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне, в том числе в онлайн-формате.

Ю.Б. Так значит преподавателя уже вычеркнули? Что же получается, что важнейшую функцию преподавателя, такую как рефлексия действий ученика передали тупой онлайн СДО? Или у нас такие тупые преподаватели, что тупая СДО их умнее?

Предлагается создать 40 межрегиональных центров по модели «Сириус», обеспечивающих обучение 192 тыс. школьников ежегодно. Также необходимо расширение содержательного спектра и возрастных границ предметных олимпиад и конкурсов (технологическое, социальное, креативное, предпринимательское направления). Предлагается развитие системы профессионального самоопределения, профильного и профессионального обучения в старших классах каждой школы в трех формах: 1) в школе (во взаимодействии с организациями дополнительного образования, предприятиями, университетами); 2) в лицеях в составе вузов; 3) в лицеях в составе колледжей прикладного бакалавриата. Кроме того, необходимо грантовое сопровождение развития талантливых и мотивированных выпускников и молодых профессионалов (включая поддержку этапов перехода на новые уровни образования, выхода на рынок труда, возможных предпринимательских инициатив). Также предлагается внедрить льготные образовательные кредиты с 50-процентным субсидированием стоимости обучения для студентов ведущих исследовательских университетов, оплачивающих свое обучение или проживающих отдельно от семьи (при условии сдачи ЕГЭ в среднем на 80 баллов и выше или победе в профильной олимпиаде). Реализация данного проекта позволит в два раза (с 7% до 15%) повысить долю школьников, получающих целевую поддержку в развитии таланта.

Ю.Б. А что образование уже стало платным, обязательно брать кредит? Кредит - это несвобода.

Программами профильного образования будет охвачено 90% выпускников 11-го класса. В два раза снизятся потери от «утечки мозгов», включая выпускников бакалавриата и магистратуры, уезжающих за границу после получения поддержки в развитии таланта от государства в России.

Ю.Б. Утечка мозгов закончится только, если опустят железный занавес или если в РФ будет объявлена новая жизнеспособная идея всего государства, СССР 2.0.

ВШЭ, критика, стратегия

Previous post Next post
Up