НА МЕТРО!
Дело было в Москве, на выходе со станции метро «Беговая», рядом с которой находится наша редакция. Перед стеклянными дверями стоял здоровый мужчина средних лет в зеленом переднике. Он раздавал бесплатную газету. За его спиной торчала фирменная стойка с тем же изданием. Работник, взяв газеты из большой пачки, протягивал их проходящим мимо людям. Накануне раздатчика не было, и желающие брали печатную продукцию прямо со стойки, без посторонней помощи.
Вообще-то, я ленив и нелюбопытен, но тут что-то дернуло меня спросить:
- Скажите, уважаемый, а почему вчера вы ее не раздавали?
- Потому что вчера я не работал! - гордо ответил специалист в переднике и отвернулся от меня, как отворачивается занятый важным делом человек от праздношатающегося бездельника.
На следующий день пассажиры опять брали газету со стойки сами, так как раздатчик отсутствовал на боевом посту. Видимо, он работает через день. А что? Удобный график, интересная работа. К чему эта байка, если наш журнал посвящен туризму и отдыху за пределами столицы? Да к тому, что метро способно передавать оттенки национальных характеров. Здоровый мужик, раз в два дня помогающий газетной стойке, - это в определенной степени часть нашей московской ментальности. Поверьте, в метрополитене любой страны вы обнаружите что-то типичное, национальное, стоит только присмотреться и прислушаться.
Так, вежливость японской нации проявляется и в токийской подземке, где пассажиров постоянно благодарят за то, что они воспользовались услугами метро. Будто речь идет об авиакомпании, а не о городском общественном транспорте.
Кастовость дубайского общества можно наблюдать, прокатившись вторым и первым классом местной «надземки». Первым пользуются в основном женщины, причем настоящие дубайки, а приезжие разноцветные гастарбайтеры заполняют второй класс.
Нелюбовь французов к излишнему труду отразилась и на парижском метро. Заходите вы вечером на станцию, а касса, в которой продают билеты, уже закрыта. Метро еще работает, а кассир - уже нет. Впрочем, есть билетные автоматы, но они принимают исключительно монетки и не рассчитаны на купюры!
Тайское представление о почтении выражено в метро Бангкока специальными знаками, сообщающими, что сидячие места нужно уступать беременным женщинам, инвалидам, детям и... буддийским монахам.
В Лозанне доверяют швейцарской дисциплинированности и сознательности граждан, поэтому турникеты в местной подземке излишни. Несколько лет назад они отсутствовали и в лиссабонском метро, пока гостеприимная Португалия не распахнула двери сотням тысяч эмигрантов из стран третьего мира и бывшего соцлагеря. Оказалось, что новые европейцы не любят платить за проезд, поэтому пришлось установить турникеты.
Что ни подземка, то история в деталях! Поэтому, приехав в незнакомый город, особенно заграничный, обязательно прокатитесь на метро. Конечно, если оно там есть. (с) Сергей Юрлов