Алексей Хмара: «В Украине коррупционные ручейки превратились в большие полноводные реки»

Mar 21, 2013 13:54

Оригинал взят у j_mihalych в Алексей Хмара: «В Украине коррупционные ручейки превратились в большие полноводные реки»

Во вторник 19 марта в Москве стартовал Саммит России и СНГ по антикоррупции. Украина в этом саммите не участвует. В последнем докладе Transparency International по индексу восприятия коррупции она заняла 144 место из 174. Из постсоветских стран Украина уступает только государствам Средней Азии. О том, как Киев борется с коррупцией, в интервью RFI рассказал глава Transparency International Украина Алексей Хмара.

RFI: Алексей, во-первых, скажите, почему Украина не участвует в этом саммите?

Алексей Хмара: Украина старается участвовать везде, где может рассказать о своих «успехах» в борьбе с коррупцией. Но как-то так получилось, что именно этот саммит она пропустила.

RFI: В прошлом году по индексу восприятия коррупции, согласно Transparency International, Украина заняла 144 место, это на 10 ступеней выше, чем Россия. Получается, что ситуация в Украине намного хуже?



Алексей Хмара: Тут тяжело сравнивать. Единственный пример, с которым сравнивать, может, стоит, это Киргизстан и Таджикистан, где, действительно, все ну очень-очень плохо. Действительно, похожая ситуация с Украиной и Россией. Я скажу, что не надо сравнивать года между собой, а лучше сравнивать наше место в последней тридцатке. К примеру, Украина не только не стала лучше по сравнению с прошлым годом, а стала хуже - мы стали ближе к концу. Я это все упоминаю потому, что это связано не с советским прошлым, а с огромной бедой современной власти в каждой из наших стран.

RFI: С приходом новой власти в Украине был замечен рост коррупции, во время организации Евро-2012 уже и западные СМИ заговорили о коррупционных схемах в Украине. Но по показателям Украина занимает ту же позицию, что и десять лет назад. Фактически страна стоит на месте?

Алексей Хмара: Вы абсолютно правы. Действительно, это так случилось. Просто 10 лет назад страна имела немного другие корни коррупции. Была огромная волна маленьких взяток маленьких чиновников, а сегодня мы видим канализацию коррупции, когда небольшие ручейки коррупционных рек сегодня стали большими полноводными реками, которые контролируют отдельные чиновники. И они просто сидят в этом своем мутном море и ловят свою рыбу, зарабатывая огромнейшие деньги на коррупции в Украине. Просто природа коррупции поменялась, а масштабы приблизительно те же.

RFI: Украина готовится к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, известно, что Евросоюз выдвигает Украине конкретные требования в области законодательства о выборах, также требует избавится от избирательного правосудия. В связи с этим, какие конкретные действия предусмотрены украинскими властями в борьбе с коррупцией?

Алексей Хмара: Четыре шага собираются делать официальные лица нашей страны. Во-первых, сделать нормальный финансовый мониторинг доходов публичных служащих. У нас, к сожалению, эта норма есть, но она вообще никак не работает. Вторая вещь - эта так называемая «специальная конфискация». Дело в том, что коррупционер, если что-то украл у государства, то его, в лучшем случае, уволят и срок дадут. Но никто не говорит о том, чтобы вернули назад награбленное. Так вот, сейчас хотим этим заняться. Следующая вещь - это введение ответственности юридических лиц, потому что сегодня у нас парадоксальная ситуация: граждане могут быть коррупционерами, а компании, которые, как правило, коррумпируют государственные закупки, такими коррупционерами не являются. Хотя это стандарты всего мира, в том числе, и организации по экономическому сотрудничеству.

То есть, некоторые «бумажные» шаги по этому направлению Украина хочет сделать для улучшения борьбы с коррупцией и к ноябрю подойти с новым пакетом изменений законодательства. Но если говорить о реальных шагах… К примеру, сейчас мы проводим независимую оценку государственной антикоррупционной программы и видим, что с бюджетом около 80 миллионов евро эта программа практически не выполняется. И причина не в том, что плохие кадры, а банально в том, что это никому не надо.

Украина, Алексей Хмара, transparency international, «специальная конфискация», Саммит России и СНГ по антикоррупции

Previous post Next post
Up