Про роботохирургию, Дэвида и русских.

Feb 14, 2011 10:26

Мир интересен и разнообразен. Чем больше ты стремишься идти в ногу со временем, чем больше твой круг общения, тем интереснее жить.
В этом блоге все имена и события невымышленные, все совпадения не случайны.)
В 2007 г. по инициативе моего учителя и научного руководителя Михаила Иосифовича Прудкова Свердловская областная клиническая больница №1 получила хирургический комплекс «Da Vinci». Чтобы никого не обидеть, надо упомянуть ещё остальных участников той смелой затеи - это, на то время, главный врач ГУЗ «СОКБ № 1» Евгений Васильевич Самборский, и, наш дедушка, как мы его ласково называли - губернатор Свердловской области господин Россель. Детали сделки мне остались непонятными. Суть - богатый Ямал купил робота и подарил его нашей больнице безвозмездно. Цена вопроса около 500 миллионов долларов.
В двух словах, что это такое и с чем это едят. Сам комплекс был разработан совсем недавно по заказу НАСА, чтобы можно было оказывать хирургическую помощь космонавтам дистанционно. В космонавтике этот метод пока не прижился, говорят, есть много не решённых моментов, а вот практическая медицина с успехом подхватила это начинание. Сама установка представлена тремя блоками: один - сам непосредственно робот с четырьмя руками или манипуляторами; второй - консоль хирурга, сидя за которой хирург и оперирует c помощью джойстиков и консоль со всякой рабочей аппаратурой. Метод имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с обычной лапароскопической хирургией, на которых я останавливаться не буду.
Итак, первая роботическая хирургическая установка в России - у нас в Екатеринбурге! Надо срочно осваивать эту машину. Совершенно ясно, что в скором времени «Da Vinci» появится в Москве. Девиз - «знай наших» толкает всех вперёд.
Мы получаем директиву в срочном порядке оформлять все необходимые документы и отправляться на чужбину осваивать буржуазную технологию. Визы нам оформила больница через старые добрые немецкие кардиохирургические связи. Самолёт до Франкфурта, там - автобусом до Страсбурга, где и должно было проходить наше обучение.


На паспортном контроле во Франкфурте нас задержали и увели в дежурную комнату полиции. Да, я не сказал, что нас было трое: профессор М.И. Прудков, мой друг О.Г. Орлов и я. А задержали нас не потому, что мы везли бомбу или напились, а почему-то. Почему мы не поняли.
Толстый немецкий полицейский, обливаясь потом, нам уже в сотый раз задавал вопрос: - Кто мы и откуда, и с какой целью направляемся во Францию? А мы в сотый раз ему отвечали правду и только правду. Первым сообразил, в чём дело Михаил Иосифович. Профессор, однако. Оказывается, в шенгенской немецкой визе прописывается ещё и пункт назначения. Гамбург - место, где располагается дружественная кардиохирургическая клиника, а мы направляемся в Страсбург, вообще, в другую страну. Михаил Иосифович наконец нашелся:
- Пригласил нас профессор из Гамбурга, а лекции он читать будет в Страсбурге.
Вот, так у них там всё запросто. Толстый полицейский шумно выдохнул, вытер пот и с улыбкой отдал нам паспорта. Я так понял, что ему нужен был любой вразумительный ответ.
Мы бегом направились к автобусу, чтобы успеть на проплаченный рейс компании Люфтганзе. Пулей вылетели на платформу, не отдышавшись, обсуждаем, который наш автобус. Придя к единому мнению, что именно этот, подходим к водителю и уточняем по-английски - точно ли это наш рейс. В ответ нам прилетает на чистом русском: - Откуда, ребята?!
- Из Екатеринбурга.
- А я пермяк. Земляки значит, - с широчайшей улыбкой.
Диалог затянулся на всю 4-5 часовую дорогу.
И, вот, наконец, Страсбург. Селимся в уютную и дешёвую гостиницу на окраине. Нас встречают милые чехи, братья славяне, которые являются официальными дилерами в Европе американской компании «Da Vinci». Ужинаем, спать.
Утром мы уже в частной клинике, которая занимается подготовкой хирургов, на входе горит табличка, свидетельствующая, что руководство клиники всю жизнь мечтало нас увидеть. Наконец-то дождались.
С порога удивляет дизайн клиники, то, что свежесваренный кофе и качественный чай ты можешь пить бесплатно сколько хочешь; бесплатные интернет-порталы на каждом этаже; одноразовое операционное бельё, разложенное стопочками по размерам; и ещё много всяких мелочей. Замечу, что мы не с гор спустились, все неоднократно побывали в различных международных клиниках, но здесь всё по-другому.
Наш преподаватель Дэвид - американец, по национальности француз, обаятельный и артистичный молодой человек, кстати, не врач. Его профессия именуется как аппликатор. Дэвид проявляет к нам неподдельный интерес, с русскими никогда не общался. Занятия идут с 8-00 до 20-00, в течении этого времени он перед нами прыгает, машет руками, изображает то живот, то кишку. День мы его терпели, на второй взяли за грудки и чётко, внятно ему сказали, - «Дэвид, у нас мало времени. В операционную, малыш».
Оперировали мы на свиньях. Надо сказать, что американцы, которые приехали проверять работу учебного центра, и сам Дэвид обалдели, когда после знакомства с техникой мы сразу же сделали ряд сложнейших хирургических манипуляций. А знай наших! Ручки то вот они. Всё руками, нет у нас вашей техники (к сожалению).
Ещё, - что удивило, - фотографировать морду свиньи нельзя, запрещено законом о животных - покушаемся на честь и достоинство свиньи. Во Франции вообще никого нельзя фотографировать без согласия объекта. Хочешь сфотографировать бомжа, делай вид, что фотографируешь архитектурное здание, на фоне которого тот самый бомж и располагается. Хочешь сфотографировать свинью - эм…. Не знаю.
Зато мы выторговали один свободный день, чтобы побродить по городу, как круглые отличники. С таким графиком учёбы, кроме операционной и гостиницы ничего не увидишь. Обидно понимаешь, да?!
Двойственное ощущение от города. С одной стороны красиво, с другой - на меня давят узкие улочки, отсутствие земли, деревьев. Экзотика, мать ее).
Прощальный ужин был очень обильным. Дэвид показал нам какую-то бутылку вроде водки и спросил: - Это русская водка?
Мы пожали плечами и сказали, что не знаем, мы такие этикетки не встречали. Дэвид сразу же закричал:
- Я же говорил, что нам поддельную водку продают. Никакая она не русская! Затем спросил нас:
-А чем водку вы закусываете?
Олег сказал что салом. Почему салом, а не огурцом, не солёными грибами не знаю. Но потом в течение длительного времени мы пытались объяснить Дэвиду, что такое сало, показывали складки на животе. Не помогло. А как сказать по-английски вы знаете? И жена моя, пожившая в Америке тоже не знает. Сошлись на том, что когда Дэвид к нам приедет, мы его обязательно напоим настоящей русской водкой и накормим настоящим салом. Тем более, что Михаил Иосифович договорился с фирмой, что мы откроем на базе нашей больницы учебный центр и проведём учебный семинар для русских хирургов с участием Дэвида.

P.S.: читайте в следующей серии: Дэвид в России.

Добро пожаловать!





Учебная операционная. Дэвид справа.




Одна из рук робота. Учебный процесс.




Больничная столовка.




Операция на свинье




Улочки Стразбурга




Трамвай ХХI века



Командировки, Медицина

Previous post Next post
Up