Nov 03, 2006 13:36
Девадатта был не предатель, а изменник. Это знаменательное различие, поскольку у Будды не было непримиримых врагов в лице властей, которым можно было бы его предать. Брахманы не питали к Будде такой ненависти, какую испытывали иудейские первосвященники к Иисусу. Махараджа Аджаташатру похож скорее на царя Ирода, который не стал осуждать галилеянина.
Будда прибег к магическим способностям, и покушение на его жизнь не состоялось. Про такие же способности Иисуса говорят иудейские и гностические тексты. Последние, между прочим, также говорят, что Иисус избежал казни, вознесшись или приняв другой образ. Как всегда в таких случаях, неортодоксальное толкование делает историю Иисуса отвратительной.
Девадатта выступил против Будды открыто, он смог увести у престарелого учителя значительную часть учеников. Мыслей о самоубийстве у него не отмечено. За свою измену и раскольническую деятельность Девадатта поплатился проведением ста тысяч кальп в одном из адов.
Иуда действовал тайно и предал Иисуса его лютым врагам, которые имели достаточно сил, чтобы уничтожить назарянина. Свою неправоту он ощутил почти сразу, вернул деньги за невинную кровь и повесился.
Можем ли мы представить, что через сто тысяч кальп Иуда переродится пратьекабуддой? Пусть он тысячу раз раскается в своём поцелуе, а он сделал это почти сразу, исправится и вырастет как личность, поцелуй останется. Однажды свершившись, предательство стало нестираемым, оно ушло в вечность.
Здесь мы подошли к ещё одному вызову буддийской метафизике. Есть целая громадная область бытия, которая не подвержена изменчивости - это прошлое. Не память о свершившемся, это как раз самая гибкая и податливая вещь на свете, а само свершившееся. То, что сделано, уже не изменить. То, что сделано, уже ушло по ту сторону обусловленности, непостоянства, трансформаций, тления и проч. Оно запечатлено в вечности. И я не могу представить, как человек, однажды совершивший предательство, может, пусть и через сто тысяч кальп, избавиться от этого отпечатка.
Зато я могу представить, как человек, который ещё только планирует предательство, может успокоить себя тем, что любой, даже самый страшный и омерзительный поступок, не помешает ему когда-нибудь всё-таки стать буддой. Это сейчас он иуда, зато потом, попрактиковав буддизм, он станет бодхисаттвой или, на худой конец, пратьекабуддой.
Правда, есть буддийские школы, которые верят в существование иччхантиков, тех, кто никогда не освободится. Эта буддийская вера в вечность, а значит, неизменность и проч., наказания хотя бы для некоторых поступков представляется мне одной из наиболее светлых сторон данной религии.
буддизм,
полемика,
сравнительная этология