Вторичность политики

Nov 01, 2006 16:56

Устройство государственной жизни не является причиной хозяйственного и культурного процветания. Это доказано уже даже экспериментально, на примерах Ирака, Афганистана и проч. Политика и законы лишь следствие, такое же, как экономический бум и творческий взлёт. И то, и другое, и третье обусловлено сознанием людей, отношением каждого из них к себе, друг к другу, к своему труду, к своим правам, обязанностям и проч. и проч. Если у значительной активной массы людей есть такое сознание, которое предполагает вольный рынок и демократию, то в обществе будут вольный рынок и демократия. Если же их сознание предполагают другое устройство, то никакой просвещённый деспот, жестокий завоеватель или хитрый медиамагнат не смогут закрепить у них эти институты. Более того, вольный рынок и демократия вовсе не связаны напрямую с процветанием. Если люди хотят работать, но не видят необходимости в рынке и выборах, они будут жить лучше, чем те, кто не желает над собой контроля и хочет выбирать власть, но работать не любит. Желание трудиться, добросовестность, творческая инициатива не могут быть установлены законами, указами или чем-то в этом роде. Поэтому вся эта возня вокруг того, что у нас, дескать, не те законы или не те правители, а вот надо бы их заменить, и все тогда пойдет как маслу, лишь свидетельство безнадёжной ограниченности.

Изменять надо не государство, а себя. Работа должна вестись на уровне тончайших и глубочайших пластов индивидуального сознания. Если вы хотите изменить жизнь вокруг себя, займитесь своей собственной религией, в сколь угодно широком смысле этого слова.

"В общем религия и основа государства одно и то же: они тождественны в себе и для себя. ...Государство есть лишь свобода в мире, в действительности. Здесь в сущности всё дело заключается в том, каково понятие свободы, сложившееся в самосознании народа, ибо в государстве реализуется понятие свободы, и в эту реализацию в качестве её существенного компонента входит сознание сущей в себе свободы. Народы, не ведающие о том, что человек свободен в себе и для себя, живут в состоянии отупения как со стороны их государственного устройства, так и со стороны их религии. В религии и государстве одно понятие свободы. Это одно понятие есть самое высшее из того, что дано человеку, и оно реализуется человеком. Народ, имеющий плохое понятие о Боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы" (Гегель, Лекции по философии религии 7 III).

политическая философия

Previous post Next post
Up