Вера и/или честность

Dec 25, 2008 11:27

Набрёл на некоторое противоречие двух добродетелей: веры и такой вещи, как интеллектуальная непривязанность. Как это выглядит на деле ( Read more... )

сомнение, воскресение

Leave a comment

Comments 23

berhin December 25 2008, 08:47:35 UTC
у меня мысли примерно такие:
что такое доказательство? Это всего лишь способ принуждения. Человека заставляют согласиться с помощью фактов или логических построений - противореча тому, с чем согласен, человек чувствует себя неуютно и вынужден соглашаться.

А вера - она даёт иную платформу для убеждения, и потому эти убеждения фактами или логическими выводами не могут иметь на неё серьёзного влияния, т.к. они не создают этого чувства неуюта...

Ну, как если человек искренне верит в жизнь за гробом или некие идеалы, которые больше, чем он сам - его не напугает пистолет у затылка, у него есть некая иная опора для принятия решений, нежели то, что происходит с его телом.

Reply

yuritikhonravov December 25 2008, 09:50:32 UTC
т.е. всё-таки игнорировать док-ва обратного, если что?

Reply

berhin December 25 2008, 09:56:59 UTC
ну, я бы игнорировал.
В конце концов, всё Христианство стоит на том, что человек умер (полностью) и воскрес.

В то время как этого не бывает.

И вполне разумную точку зрения, что не бывает, приходится игнорировать

Reply

yuritikhonravov December 25 2008, 10:01:22 UTC
"не бывает" - это всё-таки не док-во обратного; а вот если, напр., найдутся какие-то достоверные документы и археологич. свидетельства, что Иисус не воскрес, но истлел, и вот его останки, вот анализ ДНК, вот письма Иосифа Аримафейского, вот письма апостолов, не примкнувших к Церкви и т.п. - чисто теоретически к этому как надо быть готовым?

Reply


berhin December 25 2008, 08:49:47 UTC
то есть и вера, и убеждение - настоящие.
просто они иерархичны, что ли, для каждого человека.

Reply


snowman_fedya December 25 2008, 11:09:32 UTC
"вера не нуждается в доказательствах".

то есть, чтобы сохранить веру, стоит даже сознательно уходить от поиска доказательств, ибо что бы не было найдено, вера будет убита и перейдёт в знание -- или того, что это было так, или, что не так.

Reply

yuritikhonravov December 25 2008, 15:23:54 UTC
я немного не о том - я о совмещении пламенности веры с готовностью от неё отказаться, буде факты окажутся против (а этого нельзя не допускать, коли речь идёт о вере)

Reply

snowman_fedya December 25 2008, 15:37:57 UTC
а откуда вы берёте уверенность в наличии такой готовности? только в том, что мировоззрение человека основано на вере в реальность события? так эту _веру_ не пошатнуть никакими доказательствами. доказательства -- это из сферы знания, науки и тп.

Reply

yuritikhonravov December 25 2008, 16:34:40 UTC
причём тут наличие? я о затруднении совмещать веру с готовностью от неё отказаться

Reply


rahdoni January 22 2009, 19:59:55 UTC
Юрий, мне кажется, что подобное противопоставление актуально лишь для христианства. Ислам и иудаизм рассматривают веру как продукт знания. Понятие "Фома неверующий" для этих религий неактуальное.

Reply

yuritikhonravov January 22 2009, 20:33:31 UTC
вот уж не соглашусь - тогда вера вообще бессмысленное понятие

Reply

rahdoni January 27 2009, 05:31:34 UTC
А не нужно соглашаться. Вы используете слово "вера" с абсолютно христианской семантикой. На иврите "эмуна" -то что обычно переводят как "вера" является практически синонимом "доверия", "прилепленности", "любви" а вовсе не убежденности в существовании. Т.е. грубо говоря иудеи не верят в Б-га, а верят Б-гу. А для того чтобы кому-либо доверять нужно знать о его существовании, более того иметь опыт общения. Насколько я знаю в исламе дело обстоит точно таким же образом с заменой ивритского термина на арабский. Исходя из этого можно сказать, что большинство мусульман и иудеев люди неверующие (т.е. не поднялись до этого уровня).

Reply

yuritikhonravov January 27 2009, 06:34:50 UTC
в русском языке тоже есть эти 2 семантики - эмоциональная (вера-доверие) и гносеологическая (убеждённость в недоказанном); надо просто понимать, что 2-я обязательно присутствует в 1-й

Reply


chur72 May 11 2009, 18:36:03 UTC
Не знаю, поможет ли моё свидетельство.

Мой самый сильный опыт религиозного переживания был связан с допущением, что Боговоплощение не просто какая-то там философская притча, но что оно И В САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО. Всё таки христианство - это не столько вера в Бога или Богу (это подразумевается, но не в этом суть), это прежде всего вера Евангелию, переживание доверия Евангелию.

Ну и немного логики.
Изложенное противоречие основано на неявном допущении, что Воплощения могло и не быть (каковое допущение как раз и исключается верой). Ведь парадокс может возникнуть только в том случае, если Боговоплощения не было. А если оно БЫЛО, то никаких парадоксов возникнуть не может - вера и историческая достоверность находятся в полном согласии)

(при наличии определённой изобретательности на этого тезиса тоже можно высосать доказательство реальности Воплощения от логики)).

Reply


Leave a comment

Up