Только недавно обратил внимание, что очень многих людей, чуть ли не подавляющее большинство, очень сильно раздражает множественность интеллектуального выбора. Вынужден признать, для меня это всё-таки неожиданность - никогда раньше не обращал на это внимания и по умолчанию полагал, что таковая множественность есть безусловное благо. Однако теперь я регулярно замечаю требования, чтобы была только одна религия, одна идеология, одна философия с единственными ответами на все вопросы и так далее. Вариативность нередко вызывает тяжелейшее раздражение, истерику, переходящую в агрессию, и агрессию, переходящую в истерику. То и дело натыкаешься на возмущённые вопросы: “почему так много религий?”, “почему в философии так много разных позиций?”, “как уничтожить плюрализм мнений?” и проч. и проч. Не-единственность воспринимается как недостаток, подлежащий искоренению. “В точных науках всё точно и однозначно, а всё остальное болтовня”, “истина может быть только одна”, “когда доходит до дела, никакого плюрализма быть не может” и тому подобное.
Кто-нибудь скажет, что это результат “тоталитаризма” или чего-нибудь в этом роде. Можно даже вспомнить резолюцию “О единстве в партии”. Да, эксклюзивизм был всегда, но никогда он ещё не превращался в такую одержимость упрощением и стандартизацией. Даже в Коране неоднократно сказано, что кабы Аллах захотел, на Земле была бы одна религия.
Но Он не захотел. Борьба непримиримых эксклюзивизмов даже более способствовала множественности, чем вязкое соглашательство. Основная причина всё-таки в другом. Я вижу в этом навязчивом упрощенчестве плоды всеобщей роботизации. Люди хотят походить на роботов, хотят быть роботами, у которых всё запрограммировано и выбирать ничего не надо. То есть это даже не дикость - это гораздо хуже дикости.
В действительности у нас очень мало религий, мало идеологий, мало философий, мало разнообразных ответов на важнейшие вопросы. Нужно гораздо больше, чем есть сейчас. Бесконечно больше.
Это необходимое условие человеческой свободы. Ну а кто хочет быть роботом, я так понимаю, уже очень скоро им станет. Без возможности отмены операции.