Цивилизации падают от усталости. Они устают от самих себя.
Судьбы цивилизаций соответствуют жизненному циклу высших ценностей. Всякая цивилизация возникает вокруг какой-то высшей ценности. Дело даже не в открытии какой-то ценности самой по себе или не в открытии, что данная ценность может быть смыслом всей жизни, а в надежде [или лучше сказать - соблазне], что данная ценность может быть ключом ко всем остальным ценностям. "Устремись к деятельной любви [свободе от зависимостей, взаимному уважению, благоденствию рода и т.д.] - и всё остальное приложится".
Благодаря этому многие люди, для которых нет и не может быть иного смысла, кроме удовольствий или власти или просто каких-то частностей, прямо-таки ждут,
к какому смыслу присоединиться, в рамках какого смысла делать свои дела. На материализме или гедонизме цивилизацию не построишь, так же как и на многих других эгоистических жизненных стратегиях, тем более на их отсутствии. Но без цивилизации практически невозможно осуществлять ни власть, ни удовольствия, ни самосохранение, ни даже разные частности.
Когда идеалисты устанавливают цивилизацию, под покровом которой все прочие могут заниматься своими делишками, она начинает жить по
законам экзистенциальной драмы. Сначала вера в свежую высшую ценность распространяется вглубь общества, многие с энтузиазмом бросаются её осуществлять, чтобы продемонстрировать, как замечательно она несёт человеку полное счастье. Любые провалы расцениваются как естественные ошибки начинающих, как болезнь роста, как влияние пережитков прошлого. Растёт число жизненных сценариев, в рамках которых можно осуществлять данную высшую ценность так или этак - есть что попробовать. Открытие каждого из этих сценариев становится легендой. Сам дух первопроходцев делает весь процесс захватывающим.
Но вот проходит какое-то число поколений. Все сценарии испытаны, новых больше нет. Становится понятно, что данная высшая ценность не является безусловным ключом ко всем остальным. Кому-то, конечно, везёт, но это редкие исключения. В основном на пути осуществления данной ценности люди теряют всё остальное. С точки зрения "попутчиков" они явно несчастны. Растёт число компромиссов: чтобы добиться своего, приходится то там, то тут отступать от правильных сценариев, нарушать нормы и пренебрегать идеалами. Вскоре эти девиации находят своё оправдание и сами становятся нормами. Нарастает эрозия высшей ценности.
С другой стороны, кристаллизуется группа тех, которые настаивают, что исключительно данная ценность важна, а всем остальным следует пренебречь. Они пытаются подражать первопроходцам, но из этого мало что выходит. Односторонность надоедает. Даже самая возвышенная, благородная и богатая жизненными сценариями. На этой основе может существовать какая-то социальная ниша, но никак не целая цивилизация. Наконец приходит момент, когда упрямое преследование данной высшей ценности не приводит уже и к осуществлению её самой. Остаётся только чистое реконструкторство.
Число актуальных жизненных сценариев в рамках данной ценности сокращается, сама ценность превращается в голую декларацию или символ прошлого. "Попутчики" понимают, что она больше не работает, что цивилизация мертва и что наступает неопределённость. Всеми потихоньку овладевает
истерика.
За этим до сих пор обычно следовало выдвижение новой высшей ценности. Но теперь на горизонте ничего не видно. Приход новой ценности всегда пугает, но отсутствие какой-либо перспективы просто ужасает. Как же теперь заниматься своей рутиной, если никто теперь не будет знать, где рутина, а где нет.
Если бы сформировалась комплементарно-телеонавтическая цивилизация, она могла бы быть вечной. Не только потому, что она преодолевает односторонность и включает в себя максимальное число возможных жизненных сценариев. Но и потому, что в её основе постоянный поиск новых высших ценностей. Правда, этот поиск должен быть хоть сколько-нибудь эффективным. Потому что в противном случае по прошествии пары поколений может оказаться, что ищущие ничего не находят, зато многое теряют.