В самом по себе стремлении избавиться от публичных символов расизма нет ничего плохого. Расизм - это же дурно, тут спору нет. Противникам расизма и представителям пострадавших от него рас неприятно видеть такое вокруг себя. Отчего бы не избавить их от страданий. Однако с осуществлением этого благого намерения есть загвоздка. Дело в том, что вся
(
Read more... )
Но с основными тезисами согласен, да.
Хотя конкретно статуи конфедератов особого желания их защищать не вызывают - тут, во-первых, не абстрактный расизм, а система, основанная на рабском труде, во время, когда рабства не было в Европе и на Севере; многие из этих статуй были установлены позже в период очередной волны вполне серьезного расизма (а не такого, с которым сейчас борются) в Штатах и в общем-то не должны были бы быть установлены in the first place.
Reply
Reply
Я думаю, тут нужно как-то определить разумные границы для борьбы с этими символами. Не говорю, что это просто.
С интересом ожидаю, когда мои студенты начнут спрашивать про кантовскую расовую теорию или про рабовладение Беркли, надо к таким случаям продумать ответы.
Reply
Reply
Reply
Reply
Но я не думаю, что это так уж сомнительно. В общем-то, это обобщение той мысли, что, скажем, для понимания и оценки содержания Критики чистого разума знание кантовского мнения об индейцах и неграх не слишком релевантно.
Правда, на площадях приводить все эти рассуждения несподручно, но как раз в аудиториях-то можно. Собственно, сейчас я это даже для себя обдумываю, в аудиториях (или, в ближайшее время - по Зуму) можно уже будет отталкиваться от подобной сформированной позиции.
Вообще, я как-то более оптимистичен: мне кажется, хорошо аргументированные и растиражированные публикации или публичные выступления нередко смещают общественный дискурс в соответствующих направлениях.
Reply
Reply
Хорошая статья.
Reply
Reply
Почему ужасающая?
Reply
Тогда как единственная эффективная тут позиция: да, господа, Аристотель, Юм и Кант вам враги, а вы им. Ваша победа - это уничтожение всей культуры. Готовы к этому?
Попытка выделить среди философов и других творцов культуры хороших и плохих, врагов и друзей - это трусливое соглашательство, которое закончится где-нибудь во рву.
Reply
Собственно, это развертывание фразы самого Аристотеля по поводу того, что образованный человек способен спокойно обсуждать взгляды, отличные от его собственных.
Reply
Reply
Любой философ может поддержать расизм, и некоторые это уже делали. Потому что философ может поддержать что угодно, даже самую, казалось бы, предосудительную вещь. Такова работа философов - задаваться вопросами "а что если хорошее не хорошо и дурное не дурно?".
Если вас, дорогие сограждане, это не устраивает, придётся упразднить философию как таковую. И скорее всего не только философию, но и всю культуру. Как философ я вас не осуждаю - быть может, уничтожить культуру не так уж плохо. Но вопрос в том, готовы ли вы признать себя врагами философии и культуры как таковых. Потому что никаких уступок по частям - плохую философию и культуру уничтожить, хорошую, так и быть, оставить - вам не будет.
Reply
Хотя риторически может быть более агрессивная, хотя и более спорная статья могла бы иметь больший "импакт", не знаю.
Reply
Leave a comment