Про борьбу с расизмом и обратно

Jul 16, 2020 09:09

В самом по себе стремлении избавиться от публичных символов расизма нет ничего плохого. Расизм - это же дурно, тут спору нет. Противникам расизма и представителям пострадавших от него рас неприятно видеть такое вокруг себя. Отчего бы не избавить их от страданий. Однако с осуществлением этого благого намерения есть загвоздка. Дело в том, что вся ( Read more... )

политическая философия, недоразум, историческая этология, коммунизм

Leave a comment

antonk83 July 16 2020, 09:34:55 UTC
У Аристотеля про именно расовое рабовладение нет, хотя есть защита рабовладения, и есть что-то вроде климатически обусловленных рас. Но эта смычка - уже продукт Нового времени.

Но с основными тезисами согласен, да.

Хотя конкретно статуи конфедератов особого желания их защищать не вызывают - тут, во-первых, не абстрактный расизм, а система, основанная на рабском труде, во время, когда рабства не было в Европе и на Севере; многие из этих статуй были установлены позже в период очередной волны вполне серьезного расизма (а не такого, с которым сейчас борются) в Штатах и в общем-то не должны были бы быть установлены in the first place.

Reply

yuritikhonravov July 16 2020, 10:15:59 UTC
Памятники - это только маленькая часть. Сейчас ведь и улицы переименовывают [в Берлине Mohrenstrasse хотели переименовать в Глинкаштрассе, а потом передумали, потому что Глинка как-то назвал Московскую консерваторию "фортепианной синагогой"], или вот, например, история: https://medium.com/the-pom/poetry-451-85297e82b573 - в двух словах, там уволили редактора поэтического издания, за то что в одном из номеров опубликована чья-то авангардная поэма на 30 страниц, в которой бабушка поэта, впавшая в маразм, однажды произносит слово negress. И таких случаев много. И это логично, если говорить не о каком-то частном случае, а именно о борьбе с символикой расизма. Я-то не возражаю и смотрю чисто сбоку: блюдется последовательность или нет.

Reply

antonk83 July 16 2020, 10:23:49 UTC
U-Bahnhof Mohrenstraße вроде таки переименуют в U-Bahnhof Глинкаштрассе.

Я думаю, тут нужно как-то определить разумные границы для борьбы с этими символами. Не говорю, что это просто.
С интересом ожидаю, когда мои студенты начнут спрашивать про кантовскую расовую теорию или про рабовладение Беркли, надо к таким случаям продумать ответы.

Reply

yuritikhonravov July 16 2020, 10:38:46 UTC
Если смотреть глазами жертв расизма, то пределом тут может быть только прощение [с их стороны]. А это в глазах современной публики христианский атавизм. К тому же, связь самого христианства с расизмом будет очень мешать. Так что да, задача нетривиальная. Будет интересно узнать, если вы что-то найдёте.

Reply

antonk83 July 16 2020, 11:00:52 UTC
Я думаю все же больше о разговоре белого меня с по большей части белыми студентами по поводу расизма или его элементов (аналогично с сексизмом ( ... )

Reply

yuritikhonravov July 16 2020, 13:46:48 UTC
Ох, эти аргументы мне знакомы. Нетрудно догадаться откуда - из курса истории партии. Там таким образом оправдывали внимание ко всяким ренегатам каутским, правда по отношению., напр., к таким, как Троцкий, это не работало. То есть сомнительная природа отделения взглядов от личности, отдельных сторон личности друг от друга, списывание на "время было такое" и проч. - оставляет простор для политического произвола. А в условиях массовых движений, когда нет идеологической вертикали, это вообще не будет работать. Тут могла бы сработать только какая-нибудь ясная и краткая формула типа "раньше расизм был оправдан, а теперь нет". Но, понятно, что сегодня ничего подобного не примут даже белые интеллектуалы в академических аудиториях. Заметьте - не по интеллектуальным причинам, а по чисто эмоциональным и политическим.

Reply

antonk83 July 16 2020, 14:03:15 UTC
Я тоже подумал (хоть уже и не застал таких курсов), что тут есть сходство с оценкой прогрессивности и реакционности с учетом контекста:).

Но я не думаю, что это так уж сомнительно. В общем-то, это обобщение той мысли, что, скажем, для понимания и оценки содержания Критики чистого разума знание кантовского мнения об индейцах и неграх не слишком релевантно.
Правда, на площадях приводить все эти рассуждения несподручно, но как раз в аудиториях-то можно. Собственно, сейчас я это даже для себя обдумываю, в аудиториях (или, в ближайшее время - по Зуму) можно уже будет отталкиваться от подобной сформированной позиции.

Вообще, я как-то более оптимистичен: мне кажется, хорошо аргументированные и растиражированные публикации или публичные выступления нередко смещают общественный дискурс в соответствующих направлениях.

Reply

antonk83 July 25 2020, 09:03:13 UTC
Да, вчера вечером читал, тоже подумал сюда запостить.
Хорошая статья.

Reply

yuritikhonravov July 25 2020, 09:06:56 UTC
Ну я думаю, это только начало. И в этом контексте статья просто ужасающая.

Reply

antonk83 July 25 2020, 09:08:32 UTC
В смысле начало нападок на философов?
Почему ужасающая?

Reply

yuritikhonravov July 25 2020, 09:15:27 UTC
Потому что автор занимает оборонительную позицию и заведомо признаёт право толпы судить, кто кому враг. Вместо того чтобы усомниться в самих категориях подобного рода. А это значит, что кто-нибудь вполне может посчитать и обосновать, что Аристотель нам таки враг. Это будете равноценная, видите ли, позиция. Её возможность уже открыта - не кем-нибудь, а профессиональным философом.

Тогда как единственная эффективная тут позиция: да, господа, Аристотель, Юм и Кант вам враги, а вы им. Ваша победа - это уничтожение всей культуры. Готовы к этому?

Попытка выделить среди философов и других творцов культуры хороших и плохих, врагов и друзей - это трусливое соглашательство, которое закончится где-нибудь во рву.

Reply

antonk83 July 25 2020, 09:20:18 UTC
Так она как раз не выделяет, а упирает на то, что при чтении и преподавании философии (вообще, хотя это сложнее с современными) тексты читаются и обсуждаются не как ходы в power struggle, а только с точки зрения их содержания. Позиция как раз принципиальная.
Собственно, это развертывание фразы самого Аристотеля по поводу того, что образованный человек способен спокойно обсуждать взгляды, отличные от его собственных.

Reply

yuritikhonravov July 25 2020, 09:23:51 UTC
Да, это хорошая часть, но её значение нивелируется самой постановкой вопроса и ранжированием философов. Сдача "плохих" философов не поможет "хорошим". Ровно так же нивелируется апелляция к свободе слова во всех дискуссиях "правых" с "левыми".

Reply

yuritikhonravov July 25 2020, 09:51:16 UTC
Как бы я написал подобную статью.

Любой философ может поддержать расизм, и некоторые это уже делали. Потому что философ может поддержать что угодно, даже самую, казалось бы, предосудительную вещь. Такова работа философов - задаваться вопросами "а что если хорошее не хорошо и дурное не дурно?".

Если вас, дорогие сограждане, это не устраивает, придётся упразднить философию как таковую. И скорее всего не только философию, но и всю культуру. Как философ я вас не осуждаю - быть может, уничтожить культуру не так уж плохо. Но вопрос в том, готовы ли вы признать себя врагами философии и культуры как таковых. Потому что никаких уступок по частям - плохую философию и культуру уничтожить, хорошую, так и быть, оставить - вам не будет.

Reply

antonk83 July 26 2020, 09:39:01 UTC
Тут штука в том, что многие философы не считают, что единственная или даже основная задача философии - задаваться критическими вопросами. Но большинство согласится, что по крайней мере серьезное обсуждения самых разных позиций по разным вопросам необходимо для философии, и Агнес как раз на это и упирает в ее статье.

Хотя риторически может быть более агрессивная, хотя и более спорная статья могла бы иметь больший "импакт", не знаю.

Reply


Leave a comment

Up