Вопросы и ответы - 2

Feb 17, 2007 23:14

Продолжение предыдущего

А что, собственно, христианство привнесло? Какой это новый мир оно создало?

Христианство выработало такое отношение человека к человеку, такое стремление "совершенствоваться, служа миру, и служить миру, совершенствуясь" (Л.Толстой), которое породило невиданный ранее способ организации производства с беспрецедентными темпами технического развития. На самом человеке это сказалось следующим образом (значительная часть взята с anthropology_ru): средняя продолжительность жизни увеличилась в 1,5-2 раза (с 35 до 60-70 лет, а кое-где и выше); медицина научилась исцелять и предупреждать ранее смертельные недуги; хирургия уже не требует связывать человека и оглушать ударом по голове, ампутировать слегка раненые конечности, а культи макать в кипящее масло, чтобы остановить кровотечение; протезирование ставит на ноги обреченных людей, все мы имеем протезы - зубные пломбы, без которых заработали бы остеомиелит; прививки, колоссально сократили детскую смертность; мы избавились от мощных экологических стрессоров - таких, например, как копоть, сернистый и угарный газ от домашних печей, угольных каминов, жировых светильников или мириады клещиков из пуховых перин, тараканы, плесневые грибы, обжившие сырые деревянные жилища (а ведь респираторные заболевания, которые все они провоцируют, существенно сокращают срок жизни); изгнаны гнус, гельминты, крысы и бешеные собаки, микроорганизмы грязи; ушло время, когда нечистоты выливали из окон на мостовую и когда одежду не меняли месяцами; появилась забота о безопасности и комфорте на производстве, в то время как в былые времена геройски умереть на священной стройке считалось нормальным; из жизни значительных территорий планеты исчезли разнообразные религиозные изуверства, человеческие жертвоприношения, ритуальные самоубийства и т.п.

А разве этот новый мир, созданный христианством, с его средствами массового уничтожения и проч., не есть зло?

Разумеется, прогресс имеет две стороны, и больше возможностей всегда означает и больше свободы творить зло. Но позиция тех, кто критикует прогресс за негативные последствия, всегда будет уязвима, пока они сами охотно пользуются его плодами, в том числе средствами коммуникации для транслирования своей критики. А в целом: "Если у вас нету тёти, то вам ее не потерять, и если вы не живете, то вам и не умирать".

Разве христиане сами не совершали убийств и других злодеяний?

Безусловно, среди христиан всех времен немало жутких грешников, совершавших отвратительные злодения, как и среди носителей любых других убеждений. Увы, от этого никуда не деться - такова человеческая природа. Но, в отличие от других мировоззрений, христианство не мирится с этим и занимает крайне жесткую позицию по отношению к греху. И в целом, судя по общим результатам, христианам удается своими добрыми делами, пусть не на много, но перевесить сумму не только их собственного, но и общечеловеческого греха.
Зачастую грех христиан усиливается тем, что они лучше организованны, лучше оснащены техническими средствами и т.п. Грех других людей порой избавлен от такого увеличения. Однако это мало о чем говорит: например, мусульмане любят повторять, что христиане, бл-ря своему оружию, убили гораздо больше мусульман, чем те - христиан; однако мы знаем, что как только такое оружие попадает в руки мусульман и они чувствуют некоторую безнаказанность, они тут же применяют его, убивая массы своих единоверцев ("химический Али" и проч.; что уж говорить - попадись им христиане, которые не смогли бы дать достойный ответ).

Разве нацизм с его ужасами не прямое порождение христианства?

Гитлер отверг христианство еще в юности и стал его последовательным противником. "Античность, - говорил он, - была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса". Христианство он считал религией слабых, изможденных, униженных, расово неполноценных людей, вредной для немцев. Всё нацистское и околонацистсткое движения изначально поддерживало возрождение германского язычества, интерес к которому бурно развивался в течение 19 столетия. При Гитлере оно было оформлено в своего рода государственный культ с обрядами поддержки плодородия и т.п. Была создана и псевдохристианская организация "Германское движение за веру", в вероучение которого входили положения об Иисусе как нордическом мученике (нееврее), о Гитлере как о новом мессии, о свастике как новом кресте и т.п. Собственно христиане ушли на нелегальное положение, образовали "Исповедническую церковь" и сопротивлялись режиму.

Когда говорится о заслугах христианства, какая имено христианская конфессия имеется в виду?

Имеется в виду христианство в целом, со всеми его внутренними разделениями, распрями, взаимными обвинениями и непризнаниями - все, кто признает никейский символ веры. Общее, что их объединяет и одновременно отделяет от всех прочих мировоззрений, - философия помощи, которая развивалась с участием всех направлений и которая является источником всех обсуждаемых преимуществ.

То, что говорится о преимуществах христианства, разве касается православия, которое в целом влачит довольно жалкое существование?

Православию и вообще восточному христианству меньше повезло с соседями: мусульмане не дали возможности этой ветви христианства дышать полной грудью. Поэтому западное христианство, воспользовавшись достижениями восточного (см., например: А.И.Бриллиантов, Влияние восточного богословия на западное в трудах Иоанна Скота Эригены), вырвалось вперед. Однако восточные христиане оказались восприимчивы к урокам Запада: Российская империя таки стала одной из пяти держав, поделивших мир в 19-20 веках; Греция сегодня живет не хуже, чем, к примеру, Португалия, и гораздо лучше, чем ее бывший завоеватель Турция; в России, несмотря на весь раздрай и всю бедность, научный и художественный поиск не сравним с тем, что происходит (а точнее - не происходит) в сказочно богатых нефтяных эмиратах. Это значит, что у восточного христианства есть шанс. И состоит он, на мой взгляд, в том, чтобы осознать, что не миряне существуют для клира, а клир для мирян (такая тенденция проявилась, в частности, в экклезиологических трудах знаменитого православного богослова Николая Афанасьева).

историческая этология, полемика

Previous post Next post
Up