Листая "Отечественные записки", том 106 (1856)

Feb 19, 2024 10:45


Е. А. Вердеревский. Приложения к статье "Плен у Шамиля" (2)

А. Н. Пыпин. "О русских народных сказках" (2) [сказки о зверях]

Из очерка Томаса Маколея об Аддисоне [ Joseph Addison (1672-1719) ]

Как сатирик, Аддисон не имел соперников. Ни один сатирический журнал не мог соперничать с "Болтуном" или "Зрителем". Аддисон владел высшей способностью творчества - изобретательностью. Его многочисленные оригинальные вымыслы, часто дикие и причудливые, дают ему право на звание великого поэта, которое не дают ему его поэтические произведения. Он первоклассный наблюдатель жизни, нравов, всех оттенков человеческого характера. Аддисон произвёл революцию в жанре сатиры, не написав за всю свою жизнь ни одного пасквиля, направленного против конкретного лица…

2-го января 1711-го года вышел последний номер "Болтуна", а в марте того же года появилась первая из несравненного ряда статей, заключавших наблюдения воображаемого зрителя над жизнью и литературой… 500 или 600 статей, опубликованных в "Зрителе", составляют единое целое и имеют интерес романа. Тогда не было ещё ни одного романа, представляющего яркую картину обыденной жизни и обычаев англичан.



Трудно выбирать там, где столь многое заслуживает величайшей похвалы. Но если вы хотите составить себе первое впечатление о таланте автора, прочтите за один присест следующие листки: два посещения аббатства, посещение биржи, дневник удалившегося от дел гражданина, видение мирзы, приключения мартышки и смерть сэра Роджера де Коверли. 8-й том "Зрителя", вышедший в свет уже после того, как журнал перестал выходить, содержит может быть лучшие "опыты" (эссе), написанные по-английски.

**

"Обзор военных действий 1855 года" (7)

*

Мишле о французах:

Это народ нетерпеливый, юный, ребяческий. Ребячество его в одно и то же время жестоко и легкомысленно. Если у него нет деятельности созидательной, он действует разрушительно. Разрушает он всего более самого себя… От воспитания насильственного в ребёнке умирает цвет первобытной чувствительности… Большая часть французских детей пугает своей сухостью, хотя некоторые излечиваются от неё долгим опытом жизни… Просвещение и самосознание возрождают в них нежность, но свежесть сердца погибла и никогда не возвратится…

Одного этого отрывка, по-моему, достаточно, чтобы отказаться от намерения прочитать его "Историю"…

*

"Голос из провинции"

Автор начинает с цитат из 1-го тома "Мёртвых душ" Гоголя:

Как мертва книга пред живым словом!

Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство. Самая полнота и средние лета Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: "Фи, такой гадкой!" Увы! Всё это известно автору, и при всём том он не может взять в герои добродетельного человека…

[Возможно,] подымутся русские движения... и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнýло только по природе других народов... Но к чему и зачем говорить о том, что впереди? Неприлично автору, будучи давно уже мужем, забываться подобно юноше. Всему свой черед, и место, и время! А добродетельный человек всё-таки не взят в герои…

Да, мои добрые читатели, вам бы не хотелось видеть обнаруженную человеческую бедность. "Зачем", - говорите вы, - к чему это? Разве мы не знаем сами, что есть много презренного и глупого в жизни? И без того случается нам часто видеть то, что вовсе неутешительно. Лучше же представляйте нам прекрасное, увлекательное. Пусть лучше позабудемся мы!" - "Зачем ты, брат, говоришь мне, что дела в хозяйстве идут скверно? - говорит помещик приказчику. "Я, брат, это знаю без тебя Да у тебя речей разве нет других, что ли? Ты дай мне позабыть это, не знать этого - я тогда счастлив".

Далее автор статьи говорит:

Чем великий преобразователь нашего отечества [Пётр I] разбудил дух народный, усыплённый многовековым бессознательным существованием как не обращением к национальному самосознанию? Но всякое самосознание начинается с отрицания.

**

Статьи г. Каткова о Пушкине

Русский вестник считает у себя столько читателей, что для удовлетворения вновь прибывающих он должен был приступить ко второму изданию первых своих номеров… Главный капитал Русского вестника - в статьях учёных, отдел беллетристики слаб.

Иногда ничтожная книжонка, которую легко можно было бы исключить даже из библиографического списка, представляет благоприятный случай поговорить о чём-нибудь очень дельном и важном.

Поначалу библиография имела значение как критика общественных нравов, как толки о предметах, достойных размышления. Позднее, с установлением понятия о литературе как отражении общества, наступила критика историческая. Критику художественную многие люди признали за предмет совершенно бесполезный. Поэтому чувствовалась надобность в голосе человека талантливого и знающего, который бы напомнил читателям о сущности художества, о значении художественной критики.

Зачем?! Художественная критика, которая позднее развилась в предмет, называемый теорией литературы, интересна только специалистам-филологам и, отчасти - сочинителям. Зачем она нужна обычному читателю? Если книга мне нравится, то для меня не важно, что по поводу художественности этой книги говорят специалисты. А если не нравится - тем более не важно…

Критика художественная есть приложение теории искусства к его произведениям. А теория искусства коренится в философии.

Мы крепко нуждаемся в образовании философском, которое забыто нами.

Сомнительное утверждение. Зачем нужны эстетические умствования в "общеполезном" журнале? Кому интересно - обратятся к журналам, рассчитанным на специалистов по эстетике.

Отчего же статьи г. Каткова о Пушкине не произвели ожидаемого впечатления? Мы объясняем этот факт двумя причинами: во-первых, людям, которые не знакомы с эстетикой, эти статьи покажутся неясными, слишком отвлечёнными; во-вторых, вопрос об искусстве, как он ни важен сам по себе, пришёлся не ко времени: время сегодня сильно занято другим, никак его не заманишь в сферу чистого искусства.

*

Из статьи г. Чичерина о сельской общине в России:

Наша сельская община вовсе не патриархальная, не родовая. Она не образовалась сама собою из естественного союза людей, а устроена правительством под непосредственным влиянием государственных начал.

Интересно, однако, что даже большевики не смогли её уничтожить, и она сохранилась в виде колхозов, "устроенных правительством под непосредственным влиянием государственных начал" (и при помощи "товарища Маузера").

*

"Обзор военных действий 1855-1856 г."

*

Россия, журналы, литература, XIX век

Previous post Next post
Up