Неизвестный Курбала

Dec 13, 2024 19:06

Авиаконструктор Л.П. Курбала, один из учеников Д.П. Григоровича, оказался тем, кому не особо повезло. Именно "не особо", потому как в авиастроении он нашел себе призвание. Тот же ББ-22 (он же Як-2), доводил до серийного образца именно Курбала. Другое дело, что именно со своими самолетами ему не повезло. Даже десантный планер К-Г так в серию и не пошел. Вместе с тем, были у Курбалы и крайне интересные аппараты, некоторые из которых до сих пор прозябают в архивах.
81 год назад, 13 декабря 1943 года, Курбала отправил в отдел изобретений ГБТУ КА своё предложение, которое назвал "Аэромобиль". Вроде бы летающая штука, но не всё так просто. Здесь находилось Управление Бронепоездов Красной Армии, куда структурно входило и Аэросанное Управление Красной Армии. А вот к ним детище авиаконструктора имело самое прямое отношение. Как писал сам автор, аэромобиль являлся машиной, обладавшей свойствами автомобиля, аэросаней и автожира. На практике это означало, что Курбала предлагал автожир, который мог оснащаться либо колесным шасси, либо лыжами, с гусеничной тележкой на передней стойке.


Как и аэросани НКЛ-26, машина Курбалы имела в основном деревянную конструкцию, а также раму из стальных труб. Этим и обеспечивалась столь небольшая масса, также это являлось плюсом с точки зрения потенциального производства. Рецензированием "Аэромобиля" занялся инженер-подполковник Листопадов. И вот тут Курбале пришлось выслушать немало неприятного, причем с точки зрения разработки его конструкции как автожира. Например, весовая характеристика была составлена неправильно. Случилась типичная для Курбалы проблема, заключавшаяся в том, что он явно занизил весовые данные машины. Да и по другим пунктам хватало претензий. Так что аэромобиль никуда не полетел.

аэросани, календарь

Previous post Next post
Up