Первая волна репрессий в отечественной промышленности случилась еще в 1929-30 годах. Надо сказать, что случилась она совсем не на пустом месте. Можно, конечно, рассказывать про кровавый режим, но начинаешь разбираться, и выясняется, что тот же "Золотой Теленок" писался, можно сказать, с натуры. Причем касалось это, в том числе, и танкостроения.
96 лет назад, 1 ноября 1930 года, завод "Большевик" доложил о готовности, в том или ином виде, 312 танков сопровождения
Т-18 (МС-1). Но наверху решили проверить, что же на самом деле, к данному вопросу привлекли ОГПУ. Так вот, по состоянию на 10 ноября к первому пробегу было предъявлено 238 танков, 151 из которых удалось сдать. Не хватало 82 башен. Данный акт подписал полномочный представитель ОГПУ по ЛВО А.П. Медведев. Кроме того, выяснился крайне интересный факт. 13 прибывших на ремонт Т-18 первой серии попросту разобрали и пустили на запчасти.
Такое положение вещей спровоцировало проверку силами ОГПУ и стало причиной первой волны репрессий, которые прокатилась по советским танкостроителям. Пострадали ответственные исполнители на «Большевике», Ижорском заводе и других предприятиях. Арестованными оказались и некоторые сотрудники КБ ОАТ, например, Н.В. Цейц. Реальный объём выпущенных танков составил 305 штук, причём последние из них досдавались позже определённого планом срока.