Летом 1941 года состоялся боевой дебют систем залпового огня. Вопреки распространенной версии, первыми сделали это немцы, у которых на вооружении имелись системы залпового огня 15 Nebelwerfer 41. Спустя месяц боевой дебют состоялся у отечественной системы залпового огня - М-13. При этом советские и немецкие системы оказались принципиально разными. Если немцы предпочитали использовать буксируемые варианты, то у нас с самого начала решили использовать базу грузовика. Это повышало мобильность и снижало время на производство залпа.
В качестве базового шасси для М-13, а затем и для М-8, было решено использовать шасси трехосного грузовика ЗИС-6. Как показала эксплуатация данных машин, уже в августе 1941 года гвардейские минометные части столкнулись с недостаточной проходимостью шасси. Поэтому еще в сентябре 1941 года, до снятия ЗИС-6 с производства, был поднят вопрос о том, чем же его заменить. Временной мерой стал трактор СТЗ-5, а в 1942 году М-13 стали монтировать на зарубежных шасси. Ныне известная всего одна установка М-13 на базе ЗИС-6.
Поскольку каноничной "Катюшей" является М-13 на шасси ЗИС-6, популярной является реплика с использованием кабин "захаров". Одна такая машина, неплохо сделанная, участвовала в слёте "Моторы Войны-2022". Причем она прибыла из Электростали своим ходом.
https://rutube.ru/video/57606e62f0af20f11068ab2fb2f7ec8b/