Танки вместо тягачей

Jul 18, 2024 07:30

После того, как осенью 1943 года года начались работы над новым танком, получившим индекс Т-44, на самом верху началось обсуждение, где же его выпускать. Когда стало понятно, что Т-44 потребует существенной перестройки производства, а у опытных машин выявился ряд проблем, завод №183 перестал быть приоритетной площадкой. Рассматривалось несколько мест, где производить танк. В итоге выбрали завод №75, так именовалась площадка завода №183 в Харькове после его освобождения. Сначала тут организовали ремзавод (при немцах тут тоже был ремзавод, о чем стараются не вспоминать), далее завод стал готовиться к выпуску тягачей АТ-45, даже успели сдать опытную партию.
80 лет назад, 18 июля 1944 года, было подписано постановление ГКО № 6209с, согласно которому в Харькове организовывался выпуск Т-44. Согласно ему, первые 25 машин ожидались уже в ноябре 1944 года. Данное решение стало компромиссным. От первого варианта предложения В.А. Малышева взяли идею переноса на другую площадку производственных мощностей завода №38, а от второго - организацию корпусного производства на заводе №264. Впрочем, корпусное производство также затрагивало Мариупольский завод им. Ильича, основного смежника завода №183 до эвакуации. В Мариуполе выпускали башни для Т-44. Отчасти затронул Т-44 и СТЗ - здесь организовали выпуск двигателей В-44.






Идея использования площадки в Харькове оказалась верной. Она позволила не трогать выпуск Т-34-85, которые были нужны прямо сейчас. С другой стороны, список предприятий-смежников, а также основной площадки, четко показывает, почему же Т-44 не попал на войну. Все эти предприятия, так или иначе, затронула война, а часть вообще была некоторое время под оккупацией. Уже то, что в Харькове запустили Т-44 в серию, было большим достижением. Но добиться необходимого качества в столь короткие сроки удалось не сразу. Одним словом, компромисс. Кстати, тягачи в Харькове снова появились, но позже. Объект 401, он же АТ-Т.

календарь, Т-44

Previous post Next post
Up