Немалое число образцов бронетанковой техники, в том числе и массовых, не дожили до наших дней в целом виде. В полной мере это касается
Т-18 (МС-1), первого по-настоящему массового советского танка. Так сложилось, что под конец его карьеры было принято решение об отправке этих танков на укрепрайоны. С них снимались моторы, трансмиссия, очень часто снимали ходовую часть. Так что все без исключения Т-18 дожили до наших дней в качестве неподвижных огневых точек. Можно сказать, что повезло. Некоторые танки не дожили и в таком виде.
Та же самая история относится и к
Т-18, который ныне находится в Музее отечественной военной истории. Этой машине, правда, повезло немного больше. Во-первых, у нее сохранилась литая лобовая деталь (у единственной среди всех танков), вместе с серийным номером. Во-вторых, имелись образцы деталей ходовой части, включая трак. Это позволило, наконец, точно воссоздать ходовую часть Т-18, главную проблему при реставрации данного танка. Кроме того, была проведена огромная работа по реставрации интерьера и экстерьера.
https://dzen.ru/video/watch/659a7186ebc22654ec5b324c Среди экспонатов Танкового корпуса Музея отечественной военной истории единственным неходовым образцом является Т-18 (МС-1). Причина прозаичная: мотора и трансмиссии не сохранилось ни на одном танке, а ставить что-то похожее является большой проблемой. Поэтому пока танк перемещается весьма нетривиальным способом. Так проходили эти действия в мае 2020 года.