В годы Первой мировой войны бронемашины, как и танки, начали делиться на классы - легкие, средние и тяжелые. Чаще всего выпускались либо довольно тяжелые броневики, которые порой соперничали по массе и вооружению с танками, либо легкие броневики-разведчики на базе легковых автомобилей.
В Советском Союзе поставили на средний класс броневиков. Отчасти это было вынужденным решением, напрямую связанным с шасси. Поначалу речь шла о шасси грузовика АМО-Ф-15, а затем появилось трёхосное шасси Ford-Timken. В дальнейшем его сменило отечественное шасси ГАЗ-ААА. Поскольку его возможности были ограничены, потребовалось ограничить боевую массу 5-5,5 тоннами. В этих пределах КБ Ижорского завода и приходилось проектировать.
Жесткий лимит по массе заставил идти на ухищрения. Шасси ГАЗ-ААА укорачивали, чтобы сократить длину корпуса. Также толщину брони делали ниже, чтобы не перегрузить шасси. Наконец, в 1936 году на свет появился БА-6м, позже переименованный в БА-10. За счет конической формы башни, а также корпусу с рациональными углами наклона листов, удалось не только улучшить стойкость брони, но и выиграть лишние килограммы массы.
БА-10 стал самым массовым советским предвоенным броневиком. Причин на то было несколько. Во-первых, Ижорский завод был более мощным, чем завод ДРО, предприятием. Во-вторых, средний пушечный броневик оказывался более эффективным, чем легкий броневик-разведчик. По факту получился колесный аналог танка Т-26. От этого БА-10 часто страдал, поскольку его порой применяли, как танк. Именно это случилось в июле 1939 года, во время боёв у реки Халхин-Гол.
https://dzen.ru/video/watch/64a93868924cc106ca5572c2 В субботу 8 июля на выставке
"Моторы Войны" прошел динамический показ советского пушечного бронеавтомобиля БА-10. Приурочен он оказался к боям 2-5 июля 1939 года, где БА-10 дебютировали. Броневик из коллекции военно-исторического клуба "Капонир" относится к модернизированному варианту БА-10М, в него дорабатывали часть ранее выпущенные БА-10. Помимо динамического показа, зрители могли увидеть фильм, посвященный поисковой экспедиции на Халхин-Гол. Представил его командир Первого механизированного поискового отряда "Авангард" Тодуа Арчил Ревазович.
Динамические и интерактивные показы, в ходе который также проходят мини-лекции, проводятся на "Моторах Войны" каждую субботу, в 12:00. Выставка работает ежедневно с 10-00 до 21-00, без выходных. Касса работает до 20:30. Адрес выставки: ул. Рогожский Вал, дом 9/2. Телефон администратора музея: +7(919)784-06-96, +7 (985) 774-35-77.