К началу Второй мировой войны большинство армий мира испытывало острый дефицит в средних танках. Так сложилось, что в межвоенный период средние танки находились на вторых ролях. Причин тому масса. Это и, зачастую, неправильно заданное направление развития, и более высокая, чем у легких танков, цена, и более высокая масса. В случае с последним параметром нередкими были случаи, когда перегруз по массе превращал легкий танк в средний. Далеко ходить не надо, именно так родились Medium Tank Mk.I и Mk.II. Изначально легкие, они получились настолько большими и тяжелыми, что вскоре их записали в средние танки. Правда, броневая защита осталась от легкого танка. Проблема перегруза в принципе была одним из ключевых факторов, почему средние танки часто не получались. Немцы в этом плане не стали исключением из правил. Правильнее даже говорить о том, что немецкий танк, вписавшийся в заданные требования по массе, являлся исключением из правил. Именно такая история произошла с Z.W., средним танком, более известным как Pz.Kpfw.III.
Историю создания Pz.Kpfw.III можно сформулировать как "что вы знаете о боли и страданиях". Первые четыре версии танка оказались опытными, поскольку ходовая часть получилась далеко не идеальной. Что-то похожее на серию появилось уже в 1939 году. Справедливости ради, остальные страны, в большинстве своём, страдали со средними танками ничуть не меньше. К концу 1940 года танк доделали, это существенно повлияло на объёмы выпуска. В 1941 году Pz.Kpfw.III оказался изготовлен впечатляющей серией в 1713 машин, при этом танк оказался вполне удачным. К началу 1942 года ресурсы развития Z.W. подошли к концу, тем не менее, именно 1942 год стал пиком производства Pz.Kpfw.III. Всего за 1942 год сдали 2605 штук, при этом танк разрастался с точки зрения различных модификаций. Среди них оказались и весьма специфичные варианты.
В 1940 году на свет появился Tauchpanzer III, специальная версия танка, предназначенная для операции "Морской Лев". Высадки в Англии не состоялось, тем не менее, повоевать Tauchpanzer III довелось. При этом зачастую полностью нырять не требовалось, вполне хватало возможностей преодоления глубоких бродов. Если для обычного Pz.Kpfw.III пределом погружения было 800 мм, то Tauchpanzer, даже без водоходного оборудования, мог преодолеть куда более глубокий брод. Всё это навело на мысль о создании Pz.Kpfw.III с улучшенными характеристиками преодоления брода. Так на свет появился Pz.Kpfw.III Ausf.M, последний массовый вариант танка, который строился с нуля.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/polunyriaiuscaia-treshka-625dc45384d45f24eb0e9d34 Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвескуИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеИстория Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляровИстория Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танкаСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катковИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.H, самой массовой версии командирского танка на базе Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.J, первой командирской версии Pz.Kpfw.III, которая могла постоять за себяИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60История Pz.Kpfw.III Ausf.L, фактически переименованной модификации Pz.Kpfw.III Ausf.JИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.K, последней и наиболее вооруженной командирской версии Pz.Kpfw.IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.NИстория Pz.Beob.Wg.III (Panzerbeobachtungswagen III) машины артиллерийских наблюдателей на базе Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III (Fl), огнеметной версии Pz.Kpfw.III Ausf.M