Впервые о специализированных командирских танках задумались еще в годы Первой мировой войны. Потребовались они для координации действий на поле боя, причем первыми о таких машинах задумались не англичане, а французы. В результате появились Renault FT TSF, первые командирские танки, попавшие на поле боя. Одновременно они стали, на долгое время, самыми массовыми машинами данного типа. Всего изготовили 200 таких танков, далее начались "голодные" годы, когда даже 200 обычных танков выглядели чем-то фантастическим. Вместе с тем, первым полноценным командирским танком следует называть другую машину - Medium Mk.II Box Tank. Эта машина стала результатом неудачных учений 1927 года, когда выяснилось, что EMF (Experimental Mechanized Force) явно не хватает координации. Концепцию Medium Mk.II Box Tank взяли на вооружение и немцы, создав командирский танк на базе Leichttraktor. Эксперимент оказался удачным, что стало основанием для дальнейшего развития немецких командирских танков.
В 1935 году были построены первые Kleiner Panzerbefehlswagen на шасси Pz.Kpfw.I Ausf.A. Машина получилась ограниченно удачной, поскольку шасси Pz.Kpfw.I большими габаритами не отличалось. Поскольку иных шасси тогда не имелось, далее работы по командирским Pz.Kpfw.I продолжились. Вместе с тем, на своещании 30-31 октября 1935 года In 6 впервые подняла вопрос о командирских танках на шасси Z.W.. Будущий Pz.Kpfw.III выглядел более солидно базой, кроме того, изначально предполагалось сохранить его вооружение. Но далее события развивались таким образом, что от идеи полноценного танка с командирскими функциями пришлось отказаться. В феврале 1938 года было решено ставить на Pz.Bef.Wg., как именовались эти танки, неподвижные башни с макетом орудия. Это позволило разместить внутри полноценный состав радиооборудования.
Изначальный план по выпуску командирских танков Pz.Bef.Wg. на базе Pz.Kpfw.III предполагал не менее 150 машин. Главная проблема заключалась в том, что и базовый Pz.Kpfw.III производился с большим скрипом. За весь 1939 год сдали всего 206 танков, из них 4 Pz.Bef.Wg. Ausf.D и 40 Pz.Bef.Wg. Ausf.E. Далее, в начале 1940 года, сдали еще 5 командирских танков, после чего наступила долгая пауза. В результате типичным немецким командирским танком кампаний 1939-40 годов были kl.Pz.Bef.Wg. на шасси Pz.Kpfw.I. Лишь во второй половине 1940 года In 6 смогла сделать заказ на дополнительные 145 командирских танков. В связи с тем, что заказы на Pz.Kpfw.III Ausf.F и Ausf.G уже прошли, базировались новые командирские танки на шасси Pz.Kpw.III Ausf.H. Этой машине суждено было стать самым массовым немецким командирским средним танком.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samaia-massovaia-komandirskaia-treshka-620a392a65c3995d693b3ed9 Другие статьи по танкам семейства L.Tr. и Pz.Kpw.III, а также машинам на их базе:
История создания немецкого легкого танка Leichttraktor KruppИстория создания немецкого легкого танка Leichttraktor Rheinmetall, оказавшегося тупиковой ветвью развитияИстория создания Rheinmetall Leichttraktor SelbstfahrlafetteНемецкие колесно-гусеничные танки: как они создавались и почему немецкого БТ не получилосьСтатья по экспортному среднему танку m.K.A.История немецкого среднего танка Z.W., более известного как Pz.Kpfw.III Ausf.AИстория Pz.Kpfw.III Ausf.B-C, тестовых вариантов Z.W. с блокированной подвеской, которым всё же довелось повоеватьИстория Pz.Kpfw.III Ausf.D, последней промежуточной версии немецкого среднего танкаPz.Bef.Wg. Ausf.D1, первый вариант командирского танка на шасси Pz.Kpfw.IIIИстория Pz.Kpfw.III Ausf.E (Z.W.38), первая версия немецкого среднего танка, получившая торсионную подвескуИстория Pz.Bef.Wg. Ausf.E, первой командирской версии Pz.Kpfw.III на торсионной подвескеИстория Pz.Kpfw.III Ausf.F, первой версии танка, которая была изготовлена более чем в сотне экземпляровИстория Pz.Kpfw.III Ausf.G, самой массовой версии из ранних производственных серий танкаСтатья по Pz.Kpfw.III Ausf.HИстория Z.W.40, опытной серии Pz.Kpfw.III с ходовой частью, имевшей шахматное расположение опорных катковИстория немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer IIIЭкранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-HPz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооруженийPz.Kpfw.III Ausf.J, самый массовый немецкий средний танк второй половины 1941-первой половины 1942 годовИстория Pz.Kpfw.III Ausf.J с 50-мм орудием KwK 39 L/60Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годахИстория создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.IIIPz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержкиИстория Schienenkampfwagen SK 1, танка-дрезины, разработанного Steyr на базе Pz.Kpfw.III Ausf.N