Так исторически сложилось, что танки в нашей армии стали применяться уже после революции. Можно, конечно, рассказывать истории про первенства танковой разработки (тут, правда, сразу будет удивляться Гюнтер Бурштынь, хохот англичан вообще отдельная песня), но надо быть честными. На тот момент наша промышленность была не готова к выпуску танков, тем более собственной разработки. Причем дело не в возможностях промышленности (а она, как показали дальнейшие события, как раз могла), а отсутствии особой заинтересованности. Особенно для разработки силами нескольких смежных предприятий. Даже лицензионная сборка Renault FT, которая проговаривалась до революции, выглядела несколько сомнительным предприятием. Проще было купить за рубежом, уж точно дешевле бы получилось. И быстрее. По странному стечению обстоятельств, выпуск собственных танков случился после начала Гражданской войны.
На самом деле история с "Рено-русским" не уникальна. Обуховский завод, который далее стал одним из центров отечественного танкостроения, всё никак не мог запустить выпуск 37-мм автоматических пушек Максима-Норденфельда. А с конца 1918 года вдруг начал это делать. Вот и с "Рено-русским" случилась занятная история. Всего за год с небольшим у нас умудрились скопировать, а заодно и переделать под другой мотор Renault FT. Больше того, происходило всё это в кооперации нескольких предприятий, да еще и под собственное вооружение. При этом выпуск всего 15 танков объяснялся тем, что "Рено-русский" не соответствовал новым требованиям. К середине 20-х годов советская промышленность уже была готова к тому, чтобы создавать свои собственные танки. Для этого в 1924 году был создан Технический отдел ГУВП, который стал первым советским танковым КБ.
В 1924 году Технический отдел ГУВП под руководством С.П. Шукалова и В.И. Заславского начал работу над "танком сопровождения (полковым)". Изначально планировалось, что он будет иметь массу 3 тонны, но вскоре она достигла 5 тонн и превзошла этот показатель. В результате на свет появился танк, более известный как МС-1. Приняли его на вооружение 6 июля 1927 года как как Т-18. Еще раньше, 20 июня 1927 года, был рассмотрен 5-летний план строительства танков. В нем утвердили постройку 925 танков данного типа. Надо сказать, что план этот даже чуть перевыполнили, выпустив и раньше, и больше Т-18. Но этому предшествовал выпуск двух серий Т-18, часто и ошибочно именуемых как Т-18 обр.1927 года. На самом деле танк так не назывался. Первые две серии оказались самыми малочисленными, но именно им довелось первыми проехать по Красной площади. А еще сегодня исполнилось 92 года с первого боевого применения танков советской разработки. Самое время о них вспомнить.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/boevoi-pervenec-krasnoi-armii-s-shestigrannoi-golovoi-618e6643697b120aaa1ac4e7 Предыдущие статьи по советским легким танкам сопровождения межвоенного периода и машинам на их базе:
История создания опытного танка сопровождения Т-16, прямого предшественника МС-1 (Т-18)Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)Огнеметный вариант танка сопровождения МС-1 (Т-18), разработанный летом 1941 года силами рембазы №6Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)Малый танк сопровождения Т-20, попытка модернизации МС-1, которая не задаласьИстория Т-17, первой советской танкетки, созданной с использованием базы танка МС-1Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26Рассказ о советском химическом танке ХТ-26 (БХМ-3), единственный образец которого ныне находится в коллекции Музея отечественной военной истории