Построенные в межвоенные годы танки устаревали довольно быстро. Связано это было, прежде всего, со стремительно возраставшими требованиями к ним. Тут особо никуда не денешься: если в первой половине 20-х годов скорость 20-25 км/ч казалась более-менее достаточной, то уже к 1930 году планка поднялась достаточно высоко. Минимум 25 км/ч средней скорости, а лучше 35-40 км/ч. Тут еще и Кристи со своими танками подлил масла в огонь. Помимо подвижности, росли требования и к вооружению, правда, тут ситуация выглядела несколько иначе. Пулеметные танки выпускались до самого конца 30-х. Похожая ситуация была и с броневой защиты. Только во время Гражданской войны в Испании стало доходить, что с чисто пулеметными танками и противопульной броней чуть погорячились. Это, впрочем, не мешало использовать такие машины и в первые годы Второй мировой войны. А вот что было с откровенно устаревшими машинами, тут уже имелись варианты. Кто-то их списал от слова совсем, в иных случаях "старичков" направили в учебные подразделения. Более частым явлением оказывалось, впрочем, использование их в боях. Тут скорее дело в безысходности, когда ничего другого не имелось.
Хватало устаревших танков и в Красной Армии. В начале 30-х годов советская танковая промышленность стала резко наращивать темпы выпуска, что позволило постепенно снимать с вооружения более ранние образцы бронетанковой техники. Первыми под раздачу попали Renault FT и "Рено-русские". К 1938 году в Красной Армии их осталось всего 2 штуки. К тому же времени имелось 16 Medium Tank Mk.IIA и 24 Т-24, которые числились номинально. Фактически они применялись, в лучшем случае, как учебные машины. В том же статусе оказалось 15 танков Mark V. Наконец, к весне 1938 года осталось 862 легких танков сопровождения Т-18 (МС-1). Еще в 1936 году первые Т-18 стали использовать в качестве огневых точек в Ленинградском Военном Округе. В 1938 году было решено 14 танков Mark V передать на памятники, некоторое количество образцов направить в созданный музей при НИБТ Полигоне. Остальное отправлялось на укрепрайоны, либо, если использовать совсем нельзя, сдавалось в утиль.
К началу Великой Отечественной войны ситуация вокруг малых танков сопровождения Т-18 развивалась по плану от 1938 года. Запчасти к ним давно не производились, посему танки, находившиеся в плохом техническом состоянии, годились только на использование в качестве огневых точек. Первые из них, которые использовались как ДОТ-ы еще с 1936 года, ставились с полным демонтажом оборудования. Таковых к весне 1938 года набралось уже 160 штук. Остальные как минимум сохраняли ходовую часть, дабы их можно было доставить до места установки. Вопреки слухам, во время войны случаев боевого применения Т-18, именно как танков, практически не фиксировалось. Отдельные машины пытались вывести с мест дислокации, но по большей части это закончилось неудачей. Кроме того, аналогичная судьба была и у танков, перевооруженных на 45-мм танковые пушки. Такая модернизация проводилась исключительно для использования в качестве огневых точек. Впрочем, последний случай модернизации Т-18 зафиксирован еще позже - летом 1941 года. О нем и пойдет речь.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/posledniaia-modernizaciia-ms1-614a68d54836357714de3df8 Другие статьи по различным советским бронетанковым приспособлениям:
Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора КазимироваМотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завесПервая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танкиТанковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. КравцевымИстория появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танкахСравнение зенитных пулеметных установок на советских и зарубежных танках осенью 1942 годаТрехцветный камуфляж для советской бронетанковой техники, утвержденный в мае 1941 года, но крайне редко попадавшийся на танкахИстория создания тракторного каткового минного трала, разработанного в 1941 году П.М. МугалёвымЭпизод из художественного фильма "Танкисты", который оказался совсем не постановкой для фильмаИзучение вопроса защиты танков от бутылок с зажигательной смесью, которое проводилось НИБТ Полигоном летом 1941 годаРаботы по усилению броневой защиты английского пехотного танка Valentine, проводившиеся в Советском СоюзеИстория экранировки для советского быстроходного танка БТ-7, которая оказалась не столь и единичной