Несмотря на то, что самые первые отечественные танки были разработаны еще в годы Первой мировой войны, реальный отсчет отечественного танкостроения начался позже. 19 марта 1919 года было захвачено несколько образцов французских танков Renault FT. 2 танка доставили в Москву, из них 1 участвовал в Первомайской параде. 10 августа 1919 года было принято решение Совнаркома и Совета Военной Промышленности об изготовлении 10 отечественных копий Renault FT. Позднее приняли решение об организации выпуска таких же танков на Ижорском заводе, но в виду близости фронта от этой идеи отказались. Тем не менее, Ижорский завод участвовал в производстве "Рено-русского", так назвали этот танк. В Петрограде изготовляли корпуса и башни, которые уже собирали в Нижнем Новгороде, на Сормовском заводе. Также смежником в танковом производстве принимал участие и Путиловский завод. 31 августа 1920 года первый образец "Рено-русского" прошел ходовые испытания. Всего построили 15 таких танков, из них 14 имело отечественное вооружение. Совместная работа нескольких заводов в разных городах, серия из 15 танков - и всё это в разгар Гражданской войны!
Дальнейший выпуск "Рено-русского" было решено не производить. Причина крылась в том, что "Рено-русский" не вписывался в требования, предъявляемые танкам. Прежде всего это касалось подвижности и боевой массы. Как это не странно прозвучит, но Renault FT был слишком тяжелым. У Красной Армии имелся крайне ограниченный парк грузовиков, способных перевозить танки массой больше 6 тонн. Недовольны были и крайне низкой скоростью, которая не могла обеспечить сопровождение конно-механизированных частей. Еще 2 ноября 1919 года Советом военной промышленности (СВП) был объявлен конкурс на разработку проекта танка. Танк должен был быть вооружён двумя пулемётами или одним 37-мм орудием, траншейной пушкой образца 1915 года (пушкой Розенберга) либо автоматической пушкой Максима-Норденфельдта. При этом танк был существенно тяжелее "Рено-русского" (11,5 тонн), но и быстрее. Максимальная скорость оценивалась в 16 км/ч. Итогом стал проект "Теплоход АН", который разрабатывался Ижорским заводом и благополучно заваленный с точки зрения создания опытных образцов. Официально работы по машине отменили в 1925 году, но еще за 3 года до того стало понятно, что идея с конкурсом оказалась неудачной. Требовалась централизация разработки танков.
Некоторая хаотичность, которая поначалу сопровождала разработку отечественных танков, была преодолена только в 1924 году. Вместе с тем, еще 13 января 1921 года РВСР издал приказ №111/20 о создании специальной комиссии, отвечавшей за разработку и сопровождение производства танков. Чуть позже она превратилась в Технический отдел ГУВП, первое специальное танковое КБ. Возглавил его старший инженер С.П. Шукалов, а непосредственно разработка легла на плечи В.И. Заславского. Официально же техническое бюро ГУВП было сформировано 6 мая 1924 года. В этом же году появилось, наконец, финансирование, а также первое задание. Им стал "танк сопровождения (полковой)" боевой массой 3 тонны, вооруженный либо 37-мм пушкой, либо пулеметом. Максимальная скорость танка оценивалась в 12 км/ч. Итогом работ по этой боевой машине стал МС-1 (Т-18), первый массовый отечественный танк собственной разработки. Сегодня исполнилось 94 года со дня принятия МС-1 на вооружение, самое время вспомнить, как он появился.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/lichinka-ms1-60ddf9fbaf54563129605dff Предыдущие статьи по советским легким танкам и машинам на их базе:
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)Малый танк сопровождения Т-20, попытка модернизации МС-1, которая не задаласьСтатья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26История создания разведывательных танков-амфибий Т-39 и Т-40Т-40с, которого не былоТрудный запуск Т-40 в серийное производство, а также большие испытания осени 1940 года, в которых принимали участие и женщины-танкистыОпытное и серийное усиление вооружения малых танков Т-40, Т-30 и Т-60Артиллерийский тягач ГАЗ-22, который рассматривался как возможная альтернатива СТЗ-5Т-60 с башнями Т-30Проект советского танка сопровождения пехоты Т-127, предлагавшегося как более легкий вариант Т-126 (СП-126)К 80-летию начала испытаний танка сопровождения Т-50, созданного КБ завода №174 для замены Т-26История разработки огнеметной версии танка сопровождения Т-50История серийного производства и применения советских танков сопровождения Т-50, или почему неудача с ним оказалась запрограммированной История 45-мм танковой пушки ВТ-42, разработанной КБ завода №235 для использования в легком танке Т-70Зенитные танки Т-70 (зенитный) и Т-60 (зенитный) конструкции И.В. СавинаИстория зенитного танка СЗУ, вполне удачной машины на базе Т-60, которому так и не суждено было стать серийнымЗенитный танк Т-90 разработки ГАЗ им. Молотова, который победил в конкурсе, но не пошел в серийное производствоОпытный образец легкого танка, который первым получил обозначение Т-80Статья по зенитному танку ЗУТ-37 на базе Т-70