Сверхмощная артиллерия достаточно широко применялась в годы Первой мировой войны. Прежде всего речь идет об орудиях, которые имели калибр 305 мм и выше. Основным назначением данных орудий являлось разрушение мощных оборонительных сооружений, прежде всего это касалось крепостей. В данном случае за скобки выводится железнодорожная артиллерия, речь идет о буксируемых системах. Одним из классических примеров подобных орудий является немецкая 420-мм мортира "Большая Берта". Нередко так именуют совсем другое орудие (а порой и сразу несколько типов орудий), но на практике "Большая Берта" - это буксируемая система, разбираемая в походном положении на несколько частей. Связано это было с тем, что даже буксируемый вариант имел чрезмерную массу, достигавшую почти 50 тонн. Подобная концепция, подразумевавшая буксируемое по частям орудие, которое далее собиралось на месте огневой позиции, являлась типичным явлением. Аналогичную конструкцию имела и русская "рабочая лошадка" - 305-мм гаубица обр.1915 года. Кстати говоря, русская система имела самый большой тираж среди одноклассников - 32 штуки. При этом данные орудия продолжали службу в Красной Армии. На начало Великой Отечественной войны числилось 31 гаубица, которые активно применялись во время наступательных операций.
О том, что данные системы имеют ряд недостатков, в командовании Красной Армии были прекрасно осведомлены. Это же касалось и других стран. Неслучайно французы пытались механизировать свои Mortier de 280 mod èle 1914 Schneider . И не просто пытались, а построили 25 САУ на шасси Saint -Chamond . В 1937 году рассматривался проект еще более мощного орудия, калибра 370 мм, на шасси 45-тонного танка AMX . Правда, в данном случае речь шла о нескольких машинах, которые на месте "собирались", то есть обладали всеми недостатками, присущими классической осадной артиллерии. А вот в Красной Армии поначалу думали совсем иначе. В ноябре 1932 года был готов первый эскизный проект установки на самоходное шасси 305-мм гаубицы. Данная тема, которую разрабатывали совместно завод Большевик и ОКМО завода №174 (руководил работами П.И. Сячинтов), получила обозначение СУ-7. В дальнейшем "большой триплекс", как именовали СУ-7, проектировалась под 152-мм пушку, 203-мм гаубицу и 305-мм мортиру. Правда, до полноценной САУ дело так не дошло. Тем не менее, общая мысль о необходимости механизации осадной артиллерии видна отлично. Так что и немецкая осадная мортира Ger ät 040 являлась отнюдь не примером немецкой гигантомании, а вполне прослеживающейся в ряде стран идеи механизации осадных орудий. Времени на развертывание в боевое положение (и уход с огневой позиции) для них требовалось значительно меньше, чем для буксируемых аналогов.
Несмотря на понимание проблемы мобильности осадной артиллерии и даже попытки создания самоходных систем, всё равно буксируемые орудия особой мощности оставались в более высоком приоритете. Подобные системы разрабатывали в Советском Союзе, Германии и Чехословакии. Кстати говоря, по итогу СССР закупил лицензию на выпуск чехословацких орудийных систем, так появился "большой дуплекс" - 210-мм пушка БР-17 и 305-мм гаубица БР-18. Вместе с тем, в руководстве ГАУ КА (Главное Артиллерийское Управление Красной Армии) имелись мысли об увеличении калибра осадной артиллерии. Наиболее приоритетным направлением являлось 500-мм железнодорожное орудие ТГ-1, но оно имело ярко выраженную проблему - зависимость от железных дорог.
В начале 1940 года Артиллерийский Комитет ГАУ КА, в инициативном порядке, разработал тактико-технические требования на 450-мм тяжелую полевую гаубицу. Согласно требованиям, орудие предполагалось использовать с двумя типами боеприпасов - массой 1500 и 1060 кг. Более тяжелый снаряд имел начальную скорость 420 м/с и максимальную дальность 15000 метров, а более легкий - начальную скорость 500 м/с и дальность до 18200 метров. Таким образом, получался аналог "Большой Берты", но с более высокими характеристиками. Данному орудию, получившему обозначение БР-23, посвящен пятничный материал.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stalingradskaia-bolshaia-berta-603ce7456bbac837cdb9544a Другие статьи о советской буксируемой и самоходной артиллерии:
Проект установки 203-мм гаубицы У-3 на лафете МЛ-20 и САУ с той же системойСамоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5, созданная в 1943 Артиллерийской академией РККА имени Ф.Э. ДзержинскогоИспользование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4203-мм гаубица особой мощности УМ-4 и другие проекты советских орудий особой мощности, созданных с оглядкой на немецкую гаубицу 21 cm Mörser 18История создания 85-мм противотанковой/дивизионной пушки У-10, опытная партия которой успела даже повоеватьСамоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШМехтягя для советской 37-мм десантной противотанковой пушки ЧК