Гуляющие массы

Jul 01, 2020 15:03

Одной из тем, которые часто вызывает споры среди тех, кто интересуется танками, является масса этих самых танков. Она реально очень непростая, поскольку в 20-е, 30-е и 40-е годы стандарты классификации танков постоянно менялись. Это касалось и Красной армии, и зарубежной бронетехники. Достаточно сказать, что в 20-е годы средним танком могла стать боевая машина массой 11-12 тонн. Например, Medium Tank Mk.II, самый массовый средний танк 20-х, имел массу 13 тонн, а ряд боевых машин, четко именовавшихся средними танками, имели боевую массу те самые 11-12 тонн. Причем такая классификация прописывалась в различной литературе.



Диапазон средних танков в 20-е и 30-е годы. Кстати, Т-28 у нас был не средним танком, а танком качественного усиления, то есть близко к танку прорыва.

Со временем планка всё сильнее поднималась, но при этом в ряде стран бывали исключения. Например, у шведов тяжелый танк был массой 22 тонны, а у тех же немцев средний танк имел проектную массу 35 тонн, а в серии - все 45. Самое интересное, что похожая ситуация нет-нет, да и проскакивала у нас. Типичный тому пример - тяжелый танк КВ-13, машина, которую периодически называют "средним танком тяжелого бронирования". Пришлось про этот танк, который изначально был именно тяжелым, писать отдельный пункт в статье по бронемифам. И вот туда набежал широко известный бронехряк, в фирменной манере начавший опорожняться (создается впечатление, что он ходит в интернет исключительно по большому). В связи с большим потоком продуктов жизнедеятельности бронехряку воткнули чопик сроком на год (обычно ему столько на ВИФ-е дают), после чего где-то неделю по разным ресурсам, где его еще не забанили, разносился громкий визг.
Всё это, конечно, прекрасно, но в данном вопросе важны не былые заслуги и умение громко выражаться, а факты. Вот с фактами как-то не очень, лишь какие-то странные каракули из устава 1944 года. В нашем вопросе всё же надо оперировать немного другим, а именно документами, так что перейдем к ним.

В связи с ростом требований к вооружению и броневой защите планка боевой массы советских средних танков постепенно росла. Собственно говоря, это даже не тактико-технические требования, а фактология серийных машин. Типовым советским средним танком стал Т-34, чьи опытные образцы имели боевую массу около 25,5 тонн. К 1941 году боевая масса выросла до 27 тонн, а в 1942 году она вплотную приблизилась (а дальше и превзошла) 30 тонн. Собственно говоря, именно поэтому и начались проблемы с бандажами опорных катков, нагрузка на них выросла более чем на 5 тонн. Ну так вот, для тех, кто очень любит тыкать в устав. Тут одна картинка интересная есть с ТТХ одного танка, Т-34-85 который. Я боюсь спросить - он что, при такой массе тяжелым стал? Вроде как не было такого.



Из альбома НИБТ ПОлигона.

Если серьёзно, то в 1943 году (особенно во второй половине) сложилась ситуация, когда потребовалось существенно ужесточить требования к броневой защите и вооружению. Сначала потребовалась 85-мм пушка, а затем и лобовая броня толщиной 90 мм. Это, собственно говоря, и погубило перспективный танк Т-43. Простой расчет показал, что если усилить броню, то боевая масса вырастет до 35 тонн. Поэтому и начались работы по новому танку, с поперечным расположением двигателя. Да-да, речь про Т-44 в его первой итерации.
Несмотря на это, в ГБТУ КА стали прорабатывать тактико-технические требования на средние танки, боевая масса которых составляла 35 тонн. Одни из первых таких ТТТ появились в январе 1944 года. Сначала хотели 30, но быстро поняли, что фигня вышла.



ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2240, л.1

С определенного момента планка в 35 тонн стала уже не вынужденной, а вполне "каноничной". Именно такую массу указали в своих тактико-технических требованиях специалисты НИБТ Полигона, 19 апреля 1944 года. И не то, чтобы чего-то выдающееся. Рост массы за счет того, что толщина брони лба корпуса возрастала до 90-100 мм, а башни - до 120-130 мм. По сути это ТТТ на усиление брони второго варианта Т-44, который, впрочем, удалось вписать в куда более скромные рамки. А именно 30,7 тонн, КБ-520 прекрасно знало, что перегружать машину нельзя.



ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2241, л.2

Еще одни тактико-технические требования, на танк аналогичной массы, подготовили уже в ГБТУ КА. И снова те самые 35 тонн. Похоже, что наверху не очень-то верили, что завод №183 сможет вписаться в необходимые весовые рамки. Правда, был и более "жесткий" вариант ТТТ - 32 тонн. В целом ТТТ равнозначны тем, что подготовили, чуть ранее, на НИБТ Полигоне.



ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, л.99

Ну и вишенка на торте - ТТТ от 13 июня 1944 года, боевая масса... тадам... 40 тонн! Как раз эти самые требования вызвали у В.А. Малышева и НКТП в целом массу эмоций. Там посчитали хотелки ГБТУ КА, и пришли к выводу - такое потянет на 55 тонн. В ГБТУ КА слегка хмыкнули, и оказались правы, потому что на практике Т-44Б, который превратился в опытный Т-54, имел боевую массу 35,5 тонн. Но в ГБТУ КА подстраховались, так что планка Морозову была выставлена выше. Как видите, 40 тонн боевой массы для среднего танка в 1944 году - это вполне реальность.



ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11355, дело №2243, л.113

Вряд ли это как-то поможет в правке мировозрения бронехряка. Это скорее для тех, кто хочет увидеть истину, а не махание кулаками в интернете. Документов мы с той стороны всё равно не увидим. А еще могу высказать сожаление, что та же "Отвага" перестала тем местом, куда вообще хочется писать. Если администрации хочется содержать у себя тотемное жЫвотное, ради бога.

Статья по бронемифам 1941-42 гг: https://warspot.ru/9279-pervyy-kv-pod-neschastlivym-nomerom

архивное, Т-44

Previous post Next post
Up