Дорогие братья и сестры, совсем недавно праздновали мы Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, и неслучайно, ведь Евангелие описывает это как радостное событие. Так, волхвы "возрадовались радостью весьма великою" (Мф. 2:10), и ангел сказал пастухам: "я возвещаю вам великую радость" (Лк. 2:10).
Само Евангелие дословно означает "благая весть", "хорошая весть". Но не для всех людей оно звучит как благая весть, и не для всех людей рождество Христово - это радостное событие. Вот, в сегодняшнем Евангелии мы слышали, как царь Ирод, услышав о рождении Христа, "встревожился" (Мф. 2:3), а потом "весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже" (Мф. 2:16).
Некоторые спрашивают:
неужели правда настолько жестокий был этот человек, что отдал такой чудовищный приказ? Но если мы посмотрим на жизнь Ирода, то увидим, что он убил двоих собственных сыновей по подозрению в том, что они хотят покуситься на его власть. Если он родных детей не пощадил, то где было бы взять ему милосердия для чужих детей?
И не один только Ирод так воспринял весть о Христе. Уже позже, когда Господь наш проповедовал, исцелял, воскрешал, то простой "народ радовался о всех славных делах Его" (Лк. 13:17), но при этом были те, кто, видя все то же самое, "искали убить Его" (Ин. 5:8). Отчего же так? Господь говорит: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы" (Ин. 3:19).
Однако и дела мытарей и блудниц, которые приходили послушать Его, тоже были злы. В чем же разница? В том, что они каялись, что они хотели оставить эти злые дела, освободиться от греха. И получали это от Господа, и радовались. Только для тех Евангелие - благая весть, только для тех Рождество Спасителя - радость, кто искренне хочет покаяться, измениться, стать свободным от греха. А для тех, кто не хочет оставлять грех, не хочет каяться, Евангелие и само существование Христа - это проблема, это обличение, это совсем не радостная новость.
Отчего же происходит такое кардинальное различие среди людей? Оттого, что, как пишет апостол, люди самолюбивы (2Тим. 3:2). Ирод не мог бы убить вифлеемских младенцев и собственных сыновей, если бы не любил себя больше, чем их. Это корень всякого греха. Никто не мог бы обмануть или обворовать ближнего, причинить какое-либо насилие, если бы изначально не считал, что его собственные интересы и желания намного важнее, чем интересы и желания ближнего, если бы не поставил себя выше его. Если любишь себя больше, чем Бога и ближнего, то сделаешь все, что угодно. Сегодняшнее Евангелие на примере Ирода напоминает нам, к чему ведет самолюбие, так что будем искоренять его любовью к Богу и ближнему и будем с радостью принимать все ситуации нашей жизни, которые Бог посылает нам как лекарства от самолюбия. Чтобы в итоге оказаться нам там, где апостолы и раскаявшиеся грешники, а не там, где Ирод и убийцы Христа.