Глазами ребенка

Jan 17, 2021 22:26



Все когда-то были детьми. А для детей отношения с родителями - это самое главное. И пожалуй, не столько отношения с родителями, сколько отношение родителей к ним. Жизнь складывается по-разному: разные родители, разные дети, разные обстоятельства. Жизни по сути разные, и каждый человек влияет на другого, особенно взрослый на ребенка. Как это происходит и что чувствует ребенок?

Артем

Мне пять лет, и мы с мамой идем из садика домой. Маму я люблю: это все, что у меня есть. Единственный близкий человек, ближе нет никого. И мама меня любит. Она ласковая, добрая, обнимает меня, разговаривает со мной ласковым и теплым голосом. Мне хорошо, когда мама рядом. Я чувствую, что со мной ничего плохого не случится, никто меня не обидит.



Этот мир для меня новый и незнакомый, но мамины чувства окрашивают его в приятные тона, заставляют радоваться. Жаль, что так бывает не всегда. Иногда маме нехорошо. У нее что-то случается, и она сердится - я всегда это чувствую, даже когда она молчит. Но еще больше чувствую, когда она что-то говорит.

Мы идем из садика, мне пять лет, и любимая мама, видя, что я не успеваю за ней, кричит на меня голосом, который я очень редко слышу. Это холодный, раздраженный голос, который обжигает и пробирает до самых костей, словно ледяная вода. Это голос, который заставляет меня сжиматься в комок и дрожать:

- Иди быстрее! Иди быстрее, я сказала, или получишь!

Слышать это от мамы страшнее всего. В такие моменты я чувствую себя самым одиноким ребенком в мире, где единственный человек, который меня любит и защищает, хочет меня ударить. Мама хочет сделать мне больно. Мама кричит на меня не своим голосом и торопит, а я еле успеваю перебирать маленькими ножками. За это мама кричит на меня еще сильнее и обещает сделать то, что полностью выбивает почву из-под моих ног. Я один, и нет никого, кто может меня защитить.

Потоком текут слезы, а мама кричит: «А ну не рыдай! Иди быстрее!» Прячу слезы, иду...

Наташа

Мне девять, и я не очень люблю учиться. Мне это неинтересно. Но я стараюсь получать хотя бы четверки, иначе рискую получить еще одну порцию страданий. Мама всегда училась хорошо и хочет, чтобы и я получала отметки «хорошо» и «отлично». Она радуется, когда это так. Но если я приношу двойку, заранее готовлюсь к худшему.

Когда это произошло впервые, было страшно и неожиданно.

Я пришла домой, а маме в это время уже позвонила учительница и сказала о том, как она недовольна моей учебой и моими оценками. Мама тоже стала недовольна. Она подошла ко мне нахмуренная и грубовато сказала о том, что я ее не радую. А дальше последовала угроза: если я получу еще одну двойку, она выдерет меня как сидорову козу. Внутри застыл ком страха и удивления: выдерет?



Ком страха жил во мне долго и разросся до невероятных размеров в тот день, когда я получила еще одну двойку. Я шла домой и в ужасе представляла, что со мной сделает мама, когда узнает о плохой оценке. Я ждала худшего, тянула время в дороге и плакала. Но еще больше я плакала дома. Я решила не говорить маме, что получила два, потому что мне было страшно.

Она не понимала этого. Когда мама открыла дневник и увидела красным цветом выведенную двойку, она нахмурилась и сказала мне готовиться и снимать штаны. Хотела наказать меня за плохую учебу и ложь, говорила: «Все тайное всегда становится явным».

Я извинялась, просила не бить меня, обещала, что больше не буду, но мама с папой уже ждали меня, держа в руках старый кожаный ремень. Слезы потекли из моих глаз, и я почувствовала себя самым одиноким ребенком на свете, которого родители, которых так люблю, могут ударить, оставив красные полосы и синяки, которые еще долго отзывались болью и обидой.

Уроки мы учили с мамой. Когда я допускала ошибки или писала плохим почерком, она ругалась, кричала на меня:

- Где ты голову потеряла? Читай внимательно!

Я больно получала по рукам, переписывала по нескольку раз домашнее задание в тетрадь с вырванными с криками листами и просто страдала. Очередная россыпь слез срывалась с моих ресниц и узором из капель растекалась по листам бумаги.

Миша

Мне десять, но иногда ко мне относятся как ко взрослому. Я делаю все, что в моих силах, но требуют невозможного. Учиться я не люблю. Особенно я не люблю математику. Когда я неправильно решаю задачи, учительница и мама орут на меня. Мне не нравится, когда на меня кричат. Хочется убежать, спрятаться, заткнуть уши, лишь бы не слышать этих громких звуков. Звуков, которые складываются в самые резкие и острые слова:

- Идиот, чем ты думаешь?!

- Ты тупой, весь в отца! Тот был таким же недалеким!

- А теперь посмотрите, как Васенька решил задачку на равноускоренное движение! Какой позор!

Самое неприятное, когда это говорит моя мама. Она считает меня умственно недоразвитым, хотя помогала мне с уроками всего несколько раз. Я не хочу учиться. Это больно и всегда заканчивается криками с заключением о том, какой я тупой. Мне никогда не стать умным.



Иногда мне кажется, что я падаю. Это глубокая пропасть, в которую меня сбрасывают мои родители. Я оступаюсь, и они помогают упасть глубже. Каждый крик, каждая агрессивная интонация в голосе мамы, каждое оскорбительное слово и каждый удар ремнем убивают во мне все желание что-то делать и вызывают страх. Страх и желание убежать. Я часто сомневаюсь: «А мои ли это родители? Если мои, то почему они делают мне так больно?»

Наверное, то же самое ощущают и другие дети. Единственные близкие люди становятся чужими, злыми, способными причинить боль…

Настя

Родители никогда передо мной не извинялись. Они могли обидеть меня, насмехались и говорили грубости. Когда я сижу и учу уроки, а им нужна помощь, они говорят, что я самая занятая - это обидно и больно, потому что я стараюсь и учусь. Особенно им не нравится, когда я долго сижу с телефоном в руках, неважно, что я делаю.

Во всех проблемах они винят телефон: в том, что я не слушаюсь, болею, делаю все не так, как они хотят. Если я получила тройку не по своей вине, для них виноват телефон. Если у меня болит голова, они говорят: «Нужно меньше сидеть в телефоне». Если я забыла позвонить маме, когда пришла в школу, я всегда слышу: «У тебя уже мозги расплавились из-за этого телефона, ты ничего не помнишь».

Приятно ли это слышать? Больно, обидно, страшно, что родители могут такое говорить. Что винят в моих проблемах то, что меньше всего в них виновато.

А самое обидное - это когда телефон у меня отбирают. Все ходят с новенькими смартфонами, а я стою в стороне. Если нужно поговорить с друзьями, я не могу им написать. Даже если нужно найти подсказку для решения задачи, я не могу этого сделать. Чувствую себя беспомощной и неполноценной. Но главное, что проблемы при этом не решаются. Я даже со стареньким телефоном с кнопками забываю позвонить родителям, я не начинаю быстрее реагировать на их просьбы или лучше учиться.

Я не чувствую любви родителей. Сложно называть их любимыми, когда внутри сидит обида, но они мне близки. Жаль, что мне страшно рассказать им о своих проблемах, даже просто поговорить. Они не понимают, осуждают, смеются. Никогда не говорят, что любят меня, даже когда я сама им это говорю. Думают, что нужно просто вырастить, выучить и отдать замуж, а остальное неважно. Не видят, как я страдаю от их резких слов и грубых взглядов. Иногда кажется, что между нами - стена, через которую мне не пробиться.

Существую ли я для них? Они хотят, чтобы я была обеспечена, работают, готовят вкусную еду, иногда мы вместе ездим на прогулки. Но мне редко когда бывает хорошо с ними. Я не могу доверить им самое дорогое, потому что чувствую: они не встанут на мою сторону, не придадут значения моим проблемам, посмеются и отмахнутся. Я люблю их. Но они заняты другим...



Что нужно ребенку?

Иногда наши дети страдают. Мы можем не замечать этого, считать, что это нормально, но проблема остается: растут обиженные, несчастные люди, люди со страхами, депрессией, просто недовольные жизнью. Можно сказать: «Все такие, это нормально», но каждый родитель хочет, чтобы его ребенку было хорошо, чтобы он рос счастливым и здоровым.

Почему дети хлопают дверьми, закрываются от нас, убегают, как только им исполнилось восемнадцать? Почему порой взрываются истериками о том, как родители испортили им жизнь? Почему не вспоминают и не звонят? Счастливы ли они?

Порой мы, сами того не понимая, причиняем своим детям вред. Мы раздражаемся, обижаемся, у нас проблемы на работе, в семье, со здоровьем - проблемы в любой сфере жизни, которые отражаются на отношении к ребенку. Мы не можем сдержать крик и грубое слово, не можем не поднять руку на ребенка. Нас воспитывали так же.

Однако выше описаны реальные ощущения детей в таких ситуациях. Почему они так себя чувствуют? Что важно ребенку?

Ребенку важно чувствовать, что родители - первые, с кем он сталкивается в этом мире, с кем он связан, - защитят его. Важно чувствовать себя в защищенности и безопасности.

Это то, что дает ребенку развиться в счастливого человека, научиться получать удовольствие от жизни, чувствовать себя счастливым. Ребенок всегда рождается здоровым, и то, каким он станет, зависит от родителей, школы, общества. В первую очередь от родителей. Вырастет ли ребенок гением, выдающимся актером, уважаемым учителем или вялой и несчастной массой, которой некуда себя применить, маленьким и боящимся всего вокруг человечком, злодеем, ненавидящим весь мир, - на нас лежит ответственность за это. Что может помочь нам вырастить ребенка счастливым?

Счастливое будущее

Мы живем, не зная того, как наши слова и действия влияют на других людей. Не понимаем себя и других, своих детей. Мы не знаем, как себя почувствовать счастливыми, чтобы сердце трепетало от восторга и любви к этой жизни, окружающим людям, собственным детям. У нас множество проблем, которые мы не можем решить, часто мы всю жизнь несем с собой тяжелые грузы обид и боли, которые передаются из поколения в поколение, от родителя к ребенку. Что мы можем сделать сегодня?

Самый эффективный, выполнимый совет: понять себя и своих детей с помощью онлайн-тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. 23 тысячи человек написали о своих результатах после прохождения тренинга: об улучшении внутренних состояний, появлении радости от жизни, улучшении отношений с ребенком, решении многих личностных проблем, проблем на работе.

Понимая себя и свои желания, мы можем достичь радости от жизни, научиться взаимодействовать с окружающими так, чтобы мы приносили им радость и сами получали радость от взаимодействия с ними. Мы можем достичь такого понимания ребенка, что он вырастет самым счастливым человеком на свете, который никогда не побоится обратиться к своим родителям, не забудет о них, не хлопнет дверью и не улетит из родного гнезда навсегда.

Чувствуя наши хорошие состояния, чувствуя себя в безопасности, ребенок будет расти психически здоровым: у него не будет страхов, обид, психических заболеваний, общего недовольства жизнью, которые мешают жить. Потому что этого не будет у родителей. Понимая, как самим быть счастливыми, как воспитать ребенка в зависимости от того, какой он, какая у него психика, мы сможем добиться того, чего всегда хотели и хотят многие люди: простого счастья для нас и наших детей, жизни, наполненной теплыми чувствами, взаимопониманием, легкостью и свободой.

Обо всем этом говорят реальные люди, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана:

image Click to view



«…Определив психику ребенка и свою, узнав, из чего проистекают те или иные особенности нашего с ним поведения, я стала лучше понимать, какой необходим подход к нему и какие собственные проявления мне нужно контролировать. То, что было, и то, что стало, - небо и земля. Сын спокойный, веселый и жизнерадостный, между нами согласие и взаимопонимание, если какие-то капризы и возникают, то моментально купируются без нервов и раздражения, его постоянная присказка теперь "мамочка, родная, я тебя люблю", обнимашки - наше все!..»

Татьяна К., юрист, Подольск

«…Счастье - это когда ты понимаешь

В обществе, в работе, в семье - самым важным являются люди. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает навык жить счастливо среди людей. Самую большую радость мы получаем от взаимодействия с людьми и самые негативные чувства тоже. Понимать, что объединяет нас, понимать наши отличия и схожести, понимать, что стоит за нашими словами и поступками - это очень хорошее чувство. Понимание своих свойств уберегает от выбора «не своей» профессии, понимание свойств других людей делает личные и рабочие отношения приятными и эффективными…»

Эва Б., лингвист, Мармарис, Турция

Уже на бесплатных онлайн-занятиях тренинга можно начать свой путь к пониманию себя и своих детей, сделать свою жизнь лучше.

Автор Богдан Мартыненко
Корректор Евгения Лицкая

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Читать также:

Жду праздников, чтобы отдохнуть
Почему я не могу общаться с людьми
Волшебство новогодней ночи или праздник каждый день?




родители и дети, воспитание детей, психология бессознательного

Previous post Next post
Up