Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате.
Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматривала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не могу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я».
Л. Пантелеев. Буква «ты»
Рассказ 1945 года актуален и в наши дни. Только тогда обучение детей проходило на фоне голода, разрухи и тяжелейших испытаний после Великой Отечественной войны. А сегодня мы всем миром боремся с невидимым врагом - коронавирусом.
Домашнее обучение разделило родителей на два лагеря:
1. Тех, кто испытывает удовлетворение от домашних занятий с детьми.
2. Тех, кто приходит в ярость, ступор и отчаяние.
«Смех смехом, но после карантина я точно рвану к психологу. Квест от учителя с поиском заданий на зависающих сайтах... Детей уже в кучу не собрать после недели домосидения, старший клянчит телефон с мультиками, младшая не отходит ни на шаг или бьется в истерике по любому поводу. На плите пригорел ужин, за стеной сосед полдня долбит стену перфоратором, родственники звонят по очереди просто "узнать, как дела"... Кот разодрал новые обои. Последствия уборки испарились за полчаса... И они все постоянно хотят есть. А-а-а, когда все это закончится?! Знаете, я не то что ребенку объяснить и помочь не могу, я вообще не понимаю - кто я и какой сегодня день».
Крик души замученной мамочки в одной из социальных сетей моментально обрастает возмущенными комментариями от бывалых родительниц: «Сама виновата! Воспитывать надо дома, а не спихивать на учителей. Надо было думать, когда детей заводила».
Хотела поддержки, а получила... что получила. Многие мамы не пишут про свои трудности, не хочется становиться объектом коллективных нападок. И так тяжело...
Не все учителя смогли организовать онлайн-уроки. Некоторым приходится высылать огромные списки с заданиями. Родители без педагогического образования и с напрочь забытой школьной программой оказались один на один со своими «Филипками». Самообладание улетучивается после нескольких повторений простых правил и формул.
Но есть один рабочий инструмент, о котором многие не знают. И в этой статье мы расскажем, как сделать домашнее обучение не просто терпимым, но и приятным.
Ребенок жаждет знаний
«Мамочка, а что это? А зачем?» - по несколько раз в час спрашивает маленький почемучка.
Дети от природы тянутся к знаниям. Шустрый непоседа усваивает быстро - в одно ухо влетело, в другое вылетело, оставляет в памяти только полезное. Усидчивому крепышу надо несколько раз медленно повторить, ответить на все дополнительные вопросы и закрепить на следующий день. Глазастой
воображуле обязательно показать и рассказать как можно ярче и эмоциональней. Тихо и спокойно объяснить загадки вселенной задумчивому маленькому «философу».
Мы все разные, психика каждого человека складывается из разных сочетаний психических свойств - векторов.
Способности к обучению отличаются во всех векторах.
Важно знать - всеми нами движет желание получать удовольствие. А болезненных и неприятных ситуаций мы, напротив, избегаем.
Учиться согласно своим врожденным желаниям и талантам - удовольствие для любого ребенка. Это задано, родителям необходимо только поддерживать интерес и корректировать направление. Как? Сделать процесс обучения «вкусным»! Взрослый обожает читать и восторженно делится впечатлениями от новой книги - и ребенок тоже стремится открыть для себя этот источник удовольствия. Когда решение задач ассоциируется с теплыми душевными мгновениями в кругу семьи - ваш школьник сам будет просить «добавки».
Бывает, процесс познания подкрепляется болезненными эмоциями. Если изо дня в день решение задачи по математике сопровождается маминым криками отчаяния и слезами ребенка, то через несколько дней он будет с ужасом ожидать предстоящих уроков. А в состоянии сверхстресса обучаемость сильно снижается. Психика пытается блокировать поступление травмирующей информации. Результат - отторжение и протест.
Стресс по-разному проявляется в векторах. Ребенок с психическими свойствами анального вектора усидчивый, старательный, но медлительный. Внутреннее напряжение от маминых поторапливаний приводит к
упрямству, препинаниям, ступору, а иногда - к жестокости по отношению к младшим детям или животным.
Чувствительные ушки ребенка со
звуковым вектором не переносят громких резких звуков и оскорбительных слов. В лучшем случае, он будет слышать вас с десятого раза, в худшем - перестанет вообще воспринимать информацию на слух и с возрастом может замкнуться в себе.
Ребенок с ведущим кожным вектором от природы
гиперактивен, он будет реагировать на стресс раздражительностью, плохим сосредоточением, мельтешением, ошибками по невнимательности.
Спасательный круг для родителей
Для начала лучше сесть, вдохнуть-выдохнуть и подумать. Мы сейчас живем в условиях чрезвычайной ситуации. Она временная и подразумевает, что главная задача - сохранить здоровье, в том числе психическое.
Почему начинать нужно с себя? Ребенок способен развиться только в атмосфере безопасности и защищенности. Этим состоянием он питается от мамы через «эмоциональную пуповину». Мама спокойна и жизнерадостна - ребенок отражает ее состояние и с интересом изучает мир. Мама в панике и тревожных состояниях - он ощущает угрозу для жизни и не отходит от нее ни на шаг.
Плохое состояние мамы тоже имеет причины. Чувство безопасности женщина получает от мужа или от полной своей реализации в обществе. А что, если и муж в условиях карантина нервничает от потери работы или заработка? Или она сама вынуждена быть дома и не до конца понимает, как ей наполнить себя хорошими эмоциями?
А может, мама хочет получить оценку «пять» по материнскому мастерству и муштрует ребенка своим стремлением к идеальности и перфекционизму? Или решила применить все свои лидерские качества и тайм-менеджмент в кругу семьи, только не всем от этого комфортно. Жесткие требования, которые эффективны для подчиненных на работе, не всегда применимы к детям.
Здесь нужно разбираться в каждом конкретном случае. Но какой бы сложной ни была ситуация - выход есть. Об этом говорят мамы, прошедшие тренинг «Системно-векторная психология»:
Click to view
«…Вечер. Мама и сын делают уроки. Сын в первом классе… То, что можно сделать за 15 минут, растягивается на часы. И в один прекрасный момент у мамы заканчивается терпение. И она начинает орать. Бешено орать. И в один миг воздух накаляется гневом, сын плачет в испуге, мама, прооравшись, страдает от чувства вины. И так почти каждый вечер.
И вот уже после всего нескольких лекций по СВП.
Вечер. Мама и сын делают уроки. Но что-то неуловимо изменилось. Мы так же делаем то, что можно сделать за 15 минут, часами. Ребенок так же вертится на стуле, как юла. У него так же в одно ухо влетает, в другое вылетает)). Рот у него не закрывается. Надо поговорить обо всем. А ты сидишь рядом и ловишь себя на мысли, что только всего каких-то несколько недель назад мы бы оба страдали. Сын - от испуга, оттого, что мама его не любит, а мама - от чувства вины за свой крик, за свой гнев.
Всего каких-то несколько лекций и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу и не хочется…»
Жанна Б., бухгалтер О том, какие травмы можно нанести ребенку по незнанию, смотрите в видео:
Click to view
Важные осознания слушатели получают уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана». Зарегистрируйтесь прямо сейчас по
ссылке.
Автор Ольга Васильева
Редактор Екатерина Гусарова
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читать также:
Карантин: психологические последствия Чем помочь пожилым людям во время карантина Смех сквозь слезы, или Коронавирус в душах