Профессия экскурсовод. Спектакль одного актера. Часть 3

Sep 27, 2013 00:30

часть 1
часть 2

Может незаслуженно, а может и вполне заслуженно, эту профессию наделяют кучей самых романтических черт. Многие зрительные опять-таки, стремящиеся заполучить свою дозу внимания, принимаются «проводить экскурсии» везде, где приходится идти. Знаменитое «посмотрите налево, посмотрите направо» буквально въелось в наше сознание и вызывает милую улыбку.

Но профессия экскурсовода более многогранна, чем просто тыкание пальчиком в окна автобуса. У экскурсовода сразу несколько сложнейших функций, которые требуют самых разных характеристик от человека (о навыках молчим): от действительно рассказа и показа до обучения и просветительской функции.

Экскурсовод передает информацию в устной форме, рисует картинку словом. Так, чтобы турист, в случае чего, дорисовал ее самостоятельно и принял. Экскурсовод говорит и показывает, и одновременно играет в спектакле экскурсии (одни театрализованные экскурсии чего стоят).



Без зрительного вектора тут не обойтись. Экскурсия - это тот же спектакль. И желание быть на виду, склонность к театральности полностью наполняются во время работы экскурсоводом. Но мало говорить. Важно, чтобы тебя слушали, слышали и хотели слушать. И бывает, что одного зрительного вектора тут мало.

Именно в профессии экскурсовода часто из просто хорошего работника яркого и незаменимого делает наличие орального вектора. Название термина говорит само за себя. Оральник - человек говорящий. Устное слово - это его стихия. Он говорит. Говорит, говорит, говорит, мыслит говорением. И при этом именно слово оральника способно покорять массы. Вспомним великих ораторов, за которыми шли, кого слушали. Орального экскурсовода будут слушать с интересом, и не отвлекаясь.

А если человек зрительно-оральный, он может нарисовать огромную, яркую картину в сознании людей, помимо прочего, доставив им огромное удовольствие. Воспитывать такого ребенка сложно. Но если помочь развиться, он может прекрасно реализовать себя в профессии экскурсовода, «широко известным в узких кругах» (а реализация для оральников, помимо экскурсоведения, работа в качестве тамады, диктора телевидения и радио, ведущего и так далее).

Зрительно-оральный экскурсовод владеет аудиторией, ни на минуту ее не отпуская. Забудьте все мифы про скачки внимания. Если говорит оральник - его слушают столько, сколько он говорит, не чувствуя ни капли усталости. Все теории о потере внимания придумали для оправдания тех, у кого нет, и не было природной роли оратора.



Оральник же оратор от природы. А если он по-зрительному увлечен, он способен сделать экскурсию незабываемой. Но ведь надо знать, что именно говорить. Оральник мыслит говорением, но в экскурсоведении нужен предмет разговора. Огромнейшая база, которая нарабатывалась веками.

В подавляющем (пока что) большинстве случаев эта база историческая. А там, где речь об информации и истории, нельзя обойтись без анального вектора. Помимо всего прочего, человек с анальным вектором обладает феноменальной памятью, которая позволяет ему практически дословно запоминать вереницы листов с текстом экскурсий. Кроме того, анально-зрительный человек вполне способен самостоятельно эти экскурсии написать, подстроить под себя, добавить что-то свое на основе того, что уже наработано его коллегами.

Кроме того, существует целый ряд приемов в профессии экскурсовода, которые, по сути, представляют собой алгоритм. Анальнику легко выполнять уже разработанную последовательность действий. А вот нововведения для него фактор травмирующий и сложный. Но анально-зрительная связка будет вновь и вновь толкать его к идеалу. Перфекционизм - это тоже про них. И желание быть лучшим и идеально выполнять работу (учебу). Такие дети часто отличники в школах и университетах.

Они начитаны и при наличии развитого зрения (а если еще и с оральным вектором!..) способны передать эту информацию слушателям. Причем, с удовольствием. При определенной работе анально-зрительно-оральный человек станет идеальным экскурсоводом. А если у него есть еще и кожный вектор, он легко сможет выполнять и функции руководителя группы (организаторские), а так же легко приспособится к изменениям (смене маршрута, например).

Если вы не можете угомонить своего ребенка и не знаете, куда деться от его болтовни, не закрывайте ему рот. Лучше подумайте над его будущей реализацией. И как один из подходящих вариантов - именно профессия экскурсовод.

продолжение следует...

Автор Анна Томенчук

Статья написана с использованием материалов тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана




оральный вектор, Юрий Бурлан, туризм, системная психология

Previous post Next post
Up