После одной из лекций тренинга «Системно-векторная психология», в ходе которой Юрий Бурлан говорил о преемственности, которая помогает детям ощущать себя частью народа, я внимательным взглядом пересмотрела набор игрушек своей пятилетней дочери. И что я увидела?
Оптипус Прайм и другие роботы-герои из мультфильма «Трансформеры» - 5 штук, Человек-паук - 2 штуки, Черепашка-ниндзя - 1 штука, и еще множество игрушек - символов западной масс культуры. Удивительно то, что ни одна из этих игрушек не была куплена целенаправленно - это были или подарки, или игрушки из Хэппи Мил Макдоналдс, или маленькие игрушки из так любимых детьми киндер-сюрпризов.
Есть над чем задуматься: если ребенок окружен образами чужой культуры, то процесс приобщения к родной культуре по меньшей мере тормозится, а в худшем случае блокируется. Что же необходимо предпринять родителям, педагогам и государству, чтобы воспитывать ребенка в гармоничной взаимосвязи с историческими корнями и почему это важно?
Культура наша и чужая
Живя в цивилизованном обществе, мы окружены разнообразными символами культуры: предметами, изображениями, объектами архитектуры и т.д. Вот только в разных странах культура разная. Это обусловлено различиями в истории, национальным характером народа, в целом - менталитетом.
В советской России была рафинированная культура - она развивалась лучшими из лучших, советской интеллигенцией, самыми развитыми и реализованными людьми. Литература, кинематограф, театр - все было направлено на развитие лучших человеческих качеств, чувство сострадания к людям, желание помогать другим, создание правильных ассоциативных рядов, четкое разделение: что такое хорошо, а что такое плохо, что есть добро, что есть зло.
Уникальность советской культуры состояла в том, что, имея все характеристики элитарной, она не оставалась достоянием лишь высокообразованной элиты, а становилась достоянием всего общества. В кинотеатрах и больших городов, и небольших сел, и даже отдаленных населенных пунктов показывали кино, фильмы-оперы, самые титулованные артисты и музыканты ездили с гастролями не только по областным городам, но заезжали и в поселки при лесозаготовках, и в провинциальные дома культуры. Молодые учителя не считали зазорным уехать в деревенскую школу или шахтерский городок и нести культуру в народ. Таким образом советская интеллигенция поднимала культурный и нравственный уровень всего народа.
А вот в США имеет место массовая культура - культура большинства. Массовая культура, в отличие от элитарной, приспосабливается к вкусам широких масс людей и является неотъемлемой частью общества потребления. С одной стороны, масскультура имеет мощную коммерческую базу и создается по принципу «Есть спрос - будет предложение». С другой стороны, посредством коммерческих вложений в массовую культуру можно продвигать в обществе самые разные идеи.
Развал Советского Союза очень болезненно отразился на всех сферах нашего общества, на развитии культуры - в первую очередь. Именно в это время в Россию хлынул поток низкопробной западной продукции, в первую очередь, мультфильмов и кино. А поскольку это было в диковинку, то смотрелось с большим удовольствием. При этом у людей не было внутренних защитных фильтров, ведь произведения культуры в советские времена проходили жесткий отбор и цензуру, и люди не привыкли выстраивать барьеры сознания против вредной информации, пошлости и примитивности…
Сегодня процесс внедрения чужеродной масс-культуры продолжается. Продукция западной масс-культуры - кино, мультфильмы, компьютерные игры, игрушки - присутствует в изобилии, а часто доминирует не только в нашей стране, но и в большинстве стран мира. Зайдите в любой кинотеатр и посмотрите в расписание: от силы один отечественный фильм в малом зале и десятки американских блокбастеров и анимационных картин. При этом «потреблять» продукты западной массовой культуры гораздо легче, чем воспринимать культурные произведения более высокого порядка, - для этого требуется работа души. Сравните, к примеру, крутой экшн, когда можно и в телефон заглянуть, и попкорн поесть, и фильм о войне, который требует внимания и сопереживания.
Приходится признать, что западная масс-культура имеет огромное влияние на сознание наших сограждан, особенно детей и подростков. И это не так безобидно, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, навязанные извне западные ценности - индивидуализм, приоритет личных интересов, стремление к успеху, популярности и обогащению - не соответствуют нашему
уретрально-мышечному менталитету, вступая с ним в противоречия. С другой стороны, в условиях доминирования чужих культурных ценностей дети приобретают чужую преемственность: в этом случае западные ценности и образ жизни будут для них понятнее и ближе.
А в случае внешней угрозы подросшее поколение наших детей, так и не ставших русским народом, могут просто сдать страну без боя - вместе с уникальным новейшим оружием, Керченским мостом и древним Московским Кремлем…
Кто-то может возразить, что это естественные процессы слияния культур, имеющие место в ставшем глобальным мире. Так ли это? Если внимательнее посмотреть на происходящие в мире процессы, то складывается впечатление, что это - часть стремления США к доминированию во всем мире. Наша задача - увидеть причинно-следственные связи происходящих в мировых масштабах процессов и оказывать необходимую коррекцию влияния западной масс-культуры на формирование сознания наших детей.
Правильное воспитание детей - залог будущего
В нашей стране уже есть опыт правильного воспитания подрастающего поколения. Во времена СССР детьми по-настоящему занимались: по всей стране были открыты Дома пионеров, в которых дети имели возможность заниматься в кружках самой разной направленности - от кройки и шитья до авиамоделирования. В каждом городе были детские художественные и спортивные школы. Занятия с детьми были совершенно бесплатны и доступны для всех. Поэтому каждый мог выбрать дело по душе, педагоги и родители помогали детям открывать в себе и развивать таланты.
Существовала пионерская организация, которая до определенного момента (периода перестройки) действовала не формально и по-настоящему вовлекала в свою деятельность детей. Такие акции, как сбор макулатуры и металлолома, помогали объединить детей общей целью и будили дух соревновательности: победителей отправляли на экскурсию. Например, посмотреть Брестскую крепость.
В культуре особое внимание уделялось детским произведениям - книги, мультфильмы и фильмы для детей создавали лучшие писатели, сценаристы и режиссеры. Каждое произведение проходило жесткую цензуру, поэтому советские дети не видели и не слышали ничего, что наносило бы ущерб детской психике.
После развала СССР ситуация кардинально изменилась. Сегодня родители стремятся заработать больше денег, чтобы обеспечить семье материальное существование. Часто на это уходят все силы, ведь запросы в обществе потребления постоянно идут на повышение. В результате заниматься детьми порой не остается ни времени, ни сил. Большинство дополнительных образовательных услуг для детей сегодня платные, поэтому далеко не все имеют возможность развивать своих детей разносторонне.
В современной российской школе проводится множество мероприятий различной направленности, цель которых - вовлечь детей. К сожалению, многие из них проводятся формально, лишь для отчетности, поэтому вовлечь детей по-настоящему не удается…
В итоге возникает ситуация, когда по большому счету, за редким исключением, дети предоставлены сами себе. Если же не заниматься детьми специально, пустить процесс развития на самотек, то дети оказываются отданы на откуп западной массовой культуре.
Почему так происходит? Потому что произведения отечественной культуры еще надо поискать, а чужая культура окружает нас повсюду - в кинотеатрах, по телевидению, в магазинах. Этот процесс внедрения чужой культуры доходит порой до абсурда: изображение Человека-паука, к примеру, мы видим даже на упаковках кетчупа, конфетах, пузырьках с детским шампунем или с жидкостью для мыльных пузырей.
Итак, живя в современной России, куда бы мы ни кинули взгляд - везде мы видим образы западной массовой культуры. Эффект узнавания постепенно делает эти образы не просто знакомыми, а родными и близкими. Особенно это касается детей.
Поэтому, если мы хотим воспитать русских людей, которые будут считать своей Родиной Россию, которые будут любить свою страну, необходимо прилагать специальные усилия по воспитанию русского духа. Одна из сторон этого воспитания - это знание своих героев, настоящих, а не выдуманных!
Герои настоящие и выдуманные
Чтобы восстановить преемственность между поколениями, чтобы наши дети ощущали себя потомками героических бабушек и дедушек, чтобы у молодого поколения возникло желание сохранить и вести Россию в будущее, нужно, в первую очередь, правильно преподавать детям историю родной страны. Это означает, что необходимо познакомить детей с героическими страницами истории России и ее героями. Это легко сделать, потому что история России на самом деле героическая, в отличие от многих стран, которым приходится создавать легенды, чтобы было что рассказать подрастающему поколению.
Сегодня наш мир заполонили выдуманные супергерои, спасители мира: Человек-паук, Бэтмен, Герои в масках, Леди Бак, Суперкот и многие другие. Наши дети ежедневно смотрят мультфильмы про супергероев и играют в одноименные игрушки. Сегодня дети-дошкольники мечтают стать не космонавтом или пожарным, а Человеком-пауком или роботом-трансформером. Так западная массовая культура влияет на подрастающее поколение в России: происходит формирование ложных приоритетов и навязывание выдуманных супергероев, замещающих в сознании героев настоящих.
Однако русским детям, особенно сегодня, необходимо знать о настоящих героях - наших героях! Иначе мы рискуем потерять целое поколение, которое вырастет русскоговорящим, но не русским ментально. Итак, что можно сделать?
Click to view
Уже с дошкольного и младшего школьного возраста необходимо знакомить детей с героической историей, тщательно подбирая для этого художественные произведения. Например, «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» Аркадия Гайдара обобщенно и одновременно захватывающе рассказывает о героизме русского народа во время гражданской войны, рисуя в воображении ребенка яркие образы, давая чувственное представление о добре и зле.
Серия «Пионеры-герои» познакомит с героизмом детей во время Великой Отечественной войны. Также стоит познакомить детей с героическими поступками Николая Гастелло, Александра Матросова и других героев Великой Отечественной войны. Не останавливаясь на изучении подвигов русских людей в прошлом, познакомьте детей с подвигами нашего времени - от полета Юрия Гагарина в космос до изобретения нового современного сверхоружия, обеспечивающего «щит Родины».
Обратите внимание, что литературные произведения для чтения детям следует подбирать очень вдумчиво - это должны быть самые лучшие произведения, повествующие о подвигах наших соотечественников, и при этом доступные для восприятия ребенка данного возраста.
Совершенно необходимо познакомить детей с современными Героями России, в первую очередь, с героями-ровесниками. Сегодня звание «Герой Российской Федерации» дается за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Конечно, стоит посмотреть вместе с детьми церемонию награждения героев, когда высшую награду (медаль «Золотая звезда») вручает сам Президент.
Как было бы замечательно, если бы была создана современная серия книг о героях-детях, награжденных за спасение людей, тонущих в водоеме или погибающих в пожаре, и за другие подвиги. Описанные в доступной для детей художественной манере, такие рассказы о настоящих подвигах реальных людей могут стать для подрастающего поколения настоящим примером, давая правильные ориентиры в жизни.
Очень важно, чем живут наши дети - что они слушают, смотрят, с чем играют. Наивно думать, что если пустить дело воспитания подрастающего поколения на самотек, то все будет хорошо. В мире есть определенные закономерности, не надо верить в чудеса. Научившись понимать причинно-следственные связи, вы без труда сможете сами себе ответить на многие наболевшие вопросы воспитания детей и действовать в этом отношении четко и безошибочно. В этом поможет
тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Только
осознание происходящих в современном мире процессов поможет нам вырастить не потребителей, стремящихся «свалить из этой страны», а достойных представителей русского народа, которые сумеют сохранить Русский мир и поведут Россию в будущее.
«...Этот праздник вечный, он затрагивает самые глубокие струны души русского человека, где бы он ни жил… Тренинг по системно-векторной психологии дает четко понять, что все люди с русским менталитетом составляют Русский мир, единый и неделимый. Во время онлайн-трансляции тренинга в честь Дня Победы это ощущалось особенно остро. Все мы из разных уголков России и мира, и все смогли собраться вместе и услышать 9 Мая такие необходимые нам смыслы о Русской роли для всего мира.
Мы помним подвиг наших дедушек и бабушек, сколько они пережили, какой ценой досталась им Победа… В каждой семье есть свои герои, которые не вернулись с войны… В этом году мы снова шли с нашими героями в Бессмертном полку...»
Ольга Е., экономист Автор Елена Янушко
Корректор Екатерина Жаворонкова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Читайте также:
Встретились как-то два честных человека. Один другому говорит Как ощутить вкус к жизни С чего начинается Родина