«НАША СТРАНА В КОСМОСЕ ВИДНА…»

May 13, 2016 13:36

Мне опять повезло. Я нашел в одном из городов Восточного Оренбуржья (это практически южная граница России) скомканный лист бумаги. Он валялся возле школьной хоккейно-футбольной коробки. На тетрадном листке в линейку, после записи условии математической задачи о ящиках и килограммах, был рэперский текст.

Какой-то мальчик испытывал себя в рэперском искусстве.




Рэпер нам попался неумелый. Он не знает, как с помощью разбивки строк организовать ритмику произведения. Но эта безыскусность с лихвой искупается искренностью. Что в сознании возникало - то и выплёскивал на бумагу. И своё, и привнесённое за дни майских праздников.

Рэперские тексты начального уровня, у новичков, - это, как правило, потрясающие свидетельства о внутренней рефлексии подростка.

Возраст у них такой, что мир осознается с помощью рефлексивного потока. С помощью нескончаемых размышлений о взрослых, о ровесниках, об отношениях между людьми…

Но у одних этот поток наглухо скрыт в глубинах сознания. А у других, у тех, кто увлёкся рэпом… Вот такие тексты!

Симпатия к рэперской субкультуре даёт в руки симпатизанту отточенный инструмент: речитатив, особую форму поэтического выражения своего внутреннего мира.

То, что невозможно оценить у других подростков, у начинающего рэпера оценено им самим. Извлечено из души, записано на листке в линейку, потом скомкано и выброшено возле футбольного поля.

А выброшено на улице - считай, опубликовано.

Поэтому без сомнений цитирую этот публичный, по сути, документ, слегка приведя его в порядок (ритмическая разбивка строк и замена нецензурных слов точками). Орфография и пунктуация - как в оригинале.

«Смотри, я придумал», - пишет кому-то наш рэпер (дополнительно подтверждая свой пол и авторство).

Далее следует:

Утром вечером конечно же днем
Я принимаю вОлидол и простАмол.
Утром я встаю с кроватки
Чтобы пожрать свои шЕколадки.
Вечером я сижу за столом
потому что меня позвал дед лохом.
Днём я встаю с пАстели
Чтобы пос…ть на свои качели.
У меня на плечах сидели
Два орла,
Потому что меня зае…ла
пчела.
Гагарин ёб…ный боярин
Научил еб…ся народ.
Современная Россия
Современная х…ня.
Меня поддержала
таджиТСкая страна.
Им не нравится
что мы впервые сели в ракету
а они тупые!! 
Кому-то не нравится что их камаз
ПрИвратился вДолбаный бИлаз!
Кому-то не нравится что вместе мы
А типа они тупые башмаки
Кому-то не нравится
Что наша Россия
сильно велика
А их страна
Похожа на пальчик малыша.
Всем не нравится
Что наша страна в космосе видна
А у них бл..ть пиз…тая страна.
Все думают, что мы сильны
А они еб…ные сыкуны.
Комуто не нравится наше издательство книг.
А у Американцев пару чёрных ниг.

Здесь много работы для психоаналитика (одни орлы, словно слетевшие, раздвоившись, с государственного герба и рассевшиеся по плечам, чего стоят!). Но мы оставим этот аспект текста в стороне.

Мы сконцентрируемся на том, какие патриотические максимы отражены в тексте (извлечены из глубин души в ходе поэтической рефлексии).

Бросается в глаза, что вся патриотическая идентификация выстроена на противопоставлении с «другим» («мы вместе, а… они тупые башмаки»). То есть патриотический фундамент строится на ущемлении, окарикатуривании «другого». В данном случае - таджиТСКой страны и Американцев, именно так, с большой буквы.

Этому окарикатуренному «другому» приписывается некий взгляд на нашу страну («Всем не нравится Что наша страна в космосе видна…»; «Все думают, что мы сильны…»).

И этот гипотетический взгляд становится содержанием патриотического «Я».

Вот такой негативный патриотизм (идущий от отрицания, упрощения иных государственных и этнических пространств).

Нужно сказать, что подобная практика (мы её назвали «дискриминация «другого») - не редкость в молодёжных субкультурах.

Это было подтверждено это в ходе социологического исследования «Патриотические практики в субкультурной группе». (Исследование проведено Детско-молодежной общественной организацией юных корреспондентов Свердловской области по заказу государственного автономного учреждения «Региональный центр патриотического воспитания Свердловской области»).

Ну, и чем гордится юный рэпер? Какая основа для патриотического чувства складывается в нём, после того, как он выстроил все свои негативные подпорки в форме отрицания «другого»?

Основа такая:

1. первые сели в ракету;

2. мы вместе;

3. наша страна сильно велика, из космоса видна;

4. есть «издательство книг».

Всё. Это голый остаток от действия того патриотического цунами, которое недавно прошло над нашими головами. Это те «патриотические» пункты, которые отрефлексировал юный оренбуржец после майского празднования.

Маловато будет.

Вот и не удивительно обращение за поддержкой к «таджиТСкой стране». Чтобы любить свою страну на основе четырёх перечисленных пунктов, все остальные государства вокруг нужно опримитизировать.

Таджики? Тупые башмаки!

Американцы? Пара «нигеров»!

А вот мы!.. «В космосе видны».

В КОС-МО-СЕ!!!

Только кто оттуда смотрит-то на нас?

социология юношеской субкультуры, социология подростков, Юношеские субкультуры России, из полевых дневников

Previous post Next post
Up