Железный конь, погубивший социализм

Aug 29, 2007 14:59

Статья опубликована в местной газете 22 июня 1993 года

Американцы утверждают, что автомобиль создал Америку, и это не слишком большое преувеличение. Удачно найденный символ западного образа жизни, воплотивший в себе идеалы свободы и индивидуализма, потребительства и национального превосходства, автомобиль действительно стал олицетворением современной цивилизации американского типа. Он дал толчок научно-технической революции, развитию промышленности, созданию сети отличных дорог, помог завоевать мировой рынок.

Не отстают и другие. Спроси у прохожего, что такое Германия, получишь ответ: "Мерседес". Франция - "Пежо", Италия - "Фиат", Швеция - "Вольво". И даже Япония, завалившая весь мир электроникой, все-таки, в первую очередь, страна "Тойот" и "Ниссанов".

До сих пор удивляюсь, как мы тогда не поняли, что развитие индивидуального автомобилизма подрывает социализм надежнее любого ЦРУ. Детище косыгинских реформ - ВАЗ - повлияло на мировоззрение наших людей коренным образом. В известном списке материальных благ: квартира, дача, машина - последнее звено совершенно не сочеталось с тогдашней системой.

Если квартиру давало государство, а дачей можно было считать и халабуду на "законных" сотках, то заветные "Жигули" обычный советский труженик приобрести никак не мог - вспомните свой семейный бюджет в те времена. И социальное равновесие нарушилось. Далеко не все были шахтерами или командирами атомных подлодок, но сотен тысяч и миллионов легковушек не хватало на всех желавших "соответствовать". Сколько за этим кроется преступлений - одному Богу известно.

Что интересно, ни дорог, ни сервиса, ни особого технического прогресса советский автомобиль нам не подарил. Зато возникли: дефицит всего железного и резинового, спекуляция, уродливые гаражи, автомобильная мафия, нехватка горючего, зависимость от иностранных поставщиков, загазованность, продажная ГАИ, нелегальный извоз и зависть к владельцам иномарок. Две последние проблемы решила "перестройка". Продолжателей дела Адама Козлевича узаконили и открыли границы для самобеглого металлолома со всего света.

Между прочим, Н.С. Хрущев, которому тогда оставалось совсем недолго стоять у государственного штурвала, почувствовал опасность и даже что-то такое высказал насчет более коллективного пользования чудесами автотехники. Не подвело чутье старого партийного волка, да уж поздно было: Никиту Сергеевича "скукурузили" на пенсию, и вскоре автозараза поделила нас на самодовольных "владельцев" и неполноценных пешеходов.

Могло ли быть иначе? Да, могло. Причем автор вовсе не собирается звать обратно к крестьянской лошадке и верному ишаку, равно как и к "велосипедизации" китайского типа. Автомобиль - вещь полезная, его массовое появление на наших дорогах было неизбежным, а вот делать его символом успеха, насаждать индивидуализм, потребительство, подрывать социальное равенство не стоило, если мы собирались строить справедливое общество.

Нужно было, если по-разумному, создавать принципиально новую мощную отрасль (условно назовем ее "Автосервис"), которая бы имела на балансе все автомобили индивидуального пользования, содержала бы их, обслуживала и ремонтировала, обеспечивала поголовную автомобильную "грамотность" населения. Как пользоваться автомобилем при такой системе, читатель легко может вообразить и сам.

Положительной стороной является, в первую очередь, колоссальная экономия человеческого труда и времени, а также оптимальная структура автопарка (двух- и многоместные легковые, микроавтобусы, джипы для охоты и рыбалки, полугрузовые машины и мини-грузовики), прекращение автокраж, широкое развитие попутных перевозок и поездок "автостопом".

Главное - автомобилизация в таком виде объединила бы всех нас как по большому счету (все - совладельцы), так и на бытовом уровне (подвезти, помочь, вместе провести досуг). Конечно, наш автомобиль отличался бы от западного, был бы скромнее, проще. Зато это настоящий народный автомобиль, еще один шаг по пути к справедливому устройству общества.

Мы свой шаг сделали, не подумав. И сейчас, когда видишь очередной ржавый "Опель", пыхтящий по колдобинам на остатках гадкого бензина, жаль и гордого его владельца, и упущенных страной возможностей, и всех нас - вечных пешеходов.
Previous post Next post
Up