В те годы, когда киноискусство делало лишь первые шаги, а кинотеатры назывались синематографами, юный Борис Долин не пропускал ни одной картины, в которой можно было увидеть африканских львов или индийских крокодилов, зебр или кенгуру. Уже тогда у него возникло твердое желание заняться изучением жизни животных.
Борис Долин стал кинорежиссером и создал много интересных картин о животном мире. Режиссеры Е. Осташенко, А. Сарандук (они же - авторы сценария) и оператор И. Кузнецов рассказали о его творчестве в киножурнале «Звездочка» («Центрнаучфильм»).
«Герои» первых картин Долина умещались в капле воды, и увидеть их можно было только под микроскопом. Впоследствии режиссер спускался с кинокамерой на дно морское и поднимался на горные вершины. Он познакомил нас с медведем-гигантом, наводившим ужас на окрестности («Король гор и другие»), с будущими артистами цирка - горными баранами («Новый аттракцион»), в фильме «Серый разбойник» показал жизнь волчьей стаи.
Большое внимание Долин уделял пернатым. Целиком посвящен птицам фильм «Крылатая защита». А «Удивительная история, похожая на сказку» повествует о «гадком утенке», который превращается в прекрасную, гордую птицу с белоснежным оперением. Многие помнят трогательную киноповесть о том, как мальчик отвез в Москву ослепшего пеликана и в глазной клинике доктор сделал сложнейшую операцию, чтобы птица снова стала видеть («Слепая птица»).
- Борис Долин был основателем и страстным пропагандистом научно-популярного кино для детей, - говорит режиссер Е. Осташенко. - Благодаря ему на «Центрнаучфильме» возникло единственное в своем роде творческое объединение «Радуга», в котором создаются киножурналы «Звездочка», «Хочу всё знать» и альманах «Горизонт». Вот мы и решили рассказать об этом замечательном человеке, обращавшемся в своем творчестве в первую очередь к детям.
Н. Ручинская, журнал «Советский экран» № 24 декабрь 1980
- Каких актеров Вы больше всего любите снимать? - Пожалуй, пернатых. Мои любимые герои - это аист, пеликан, лебедь. Но кроме них, персонажами моих фильмов были голуби, клесты, скворцы.
Любителям кинематографа, вероятно, нетрудно догадаться, что этот разговор происходил с народным артистом РСФСР, режиссером Борисом Генриховичем Долиным.
- Но, конечно, интересно работать не только с птицами, - продолжает Борис Генрихович. - Актерскими талантами отличаются волки и медведи, лисы и козероги, росомаха и снежный барс. Самым ценным в этих актерах было то, что они никогда не знали, что позируют перед аппаратом, и всегда оставались самими собой.
Каждый из упомянутых пернатых и четвероногих артистов исполнял роль главного героя полнометражного художественного фильма, поставленного Б.Г. Долиным.
Отличительная черта всех этих фильмов - горячая и преданная любовь к природе. Долин не только сам любит природу, но и стремится передать это чувство зрителям. В природе он видит прежде всего доброе начало, не кровь, не убийство, не жестокую борьбу за существование, а любовь, верность, благородство, гармоничный мир высоких чувств. И именно поэтому уже в самом начале своего творческого пути Б.Г. Долин пришел к детям, стал делать фильмы, обращенные прежде всего к юному зрителю. Многолетняя дружба «звериного режиссера» и детей началась с фильма «Закон великой любви». До этой картины Долин работал над двумя очень интересными фильмами - «В мире пресноводных» и «В глубинах моря». В них сочеталось серьезное научное объяснение явлений природы с необычайно выразительным в кинематографическом отношении материалом. По жанру это были научно-популярные произведения.
В фильме «Закон великой любви» биологический материал раскрывается через остродраматический сюжет. Герой этого фильма - лисенок Малыш - пережил много приключений, не раз был на краю гибели, и всегда его спасал великий закон природы - закон материнской любви.
Работая над этим фильмом, молодой режиссер открыл и для себя закон органического сочетания познавательного материала и нравственного начала.
Герой следующего фильма Бориса Долина - гордый и независимый козерог Чернолобый - доставил своему режиссеру много хлопот. Высоко в горах Тянь-Шаня, в долине Иштык, куда и добраться почти невозможно, среди суровых скал снимался фильм «Звериной тропой». Долин смело пошел на все эти трудности ради того, чтобы до конца следовать принципу - снимать животных в естественных условиях, терпеливо и внимательно наблюдать и подсматривать самые интересные моменты их жизни.
Особенно строгий экзамен терпению и выдержке режиссера и, конечно, операторов устроила семья аистов - героев широко известного фильма «История одного кольца».
Ежедневно с восходом солнца на специальную вышку, построенную около аистиного гнезда, забирались люди с киноаппаратом и кадр за кадром снимали «семейную хронику» крылатых артистов. Но в фильме была не просто семейная хроника. Это была глубоко поэтичная история о верности и благородстве, преодолевающих любые преграды. Этим фильмом Долин окончательно укрепил себя в высоком звании режиссера детского кино. Может быть, именно поэтому творческие поиски идут теперь не только в области техники съемки и методов работы с животными, но главным образом в драматургии игрового сюжетного биологического фильма.
Широк круг тем и сюжетов, к которым обращался этот всегда ищущий мастер. Фильмы о цирковом дрессировщике и об одиноком старом волке, о мальчишках-голубятниках и ученых-звероводах. И каждый из них - это огромный кропотливый труд, творческое горение и, главное, постоянное открытие нового мира.
Всех, кто встречался с Борисом Генриховичем, прежде всего поражает его энергия и молодость духа. Этой энергии хватает не только на съемку фильмов, происходящих в самых комфортабельных местах и труднейших производственных условиях. Ее хватает не только на то, чтобы одновременно со съемкой писать литературный сценарий для очередной работы. Его энергии хватает и на то, чтобы не жалея сил и времени, готовить молодых режиссеров научно-популярного кино, руководя творческой мастерской во ВГИКе… И это еще не все.
Говоря о Долине, нельзя обойти молчанием его любимое детище - Объединение детских и юношеских фильмов.
Дух творческого поиска и высокой требовательности Долин, как художественный руководитель объединения, передал своим коллегам. За сравнительно небольшой период работы объединением создано много интересных фильмов для ребят, создана, по существу, новая область киноискусства.
В каждом фильме объединения, в каждом номере детского киножурнала «Хочу всё знать» есть частичка таланта и труда Бориса Генриховича.
На Венецианском фестивале детских фильмов в 1964 году Золотая медаль была присуждена картине «Слепая птица». Советским ребятам тоже очень понравилась эта история о дружбе мальчика Васи и слепого пеликана. Сидящие в кинозале ребята дружно смеялись над проделками потешного Пельки, в волнении замирали в те минуты, когда героям грозила опасность, и горячо полюбили Васю за его смелое, благородное сердце.
А недавно Борис Генрихович закончил свой последний, уже четырнадцатый по счету, полнометражный художественный фильм. Он называется «Удивительная история, похожая на сказку». Это не просто сказка, ибо все герои - настоящие. И лиса, и мама-курица, и индюк, и страусы, и многие-многие знакомые и незнакомые звери и птицы, с которыми пришлось встретиться гадкому утенку.
Этот поэтичный и тонкий фильм-сказка на великолепно снятом натурном материале доносит до маленького зрителя высокие мысли и чувства великого детского писателя, мысли, созвучные со всем творчеством режиссера Б.Г. Долина.
Дарственная надпись известного детского писателя, переводчика и сценариста Бориса Заходера на форзаце его книги "Стихи и сказки", Москва, "Детская литература", 1973
Снежок (научно-популярный фильм, 1ч.), 1965, Центрнаучфильм
Про синицу (научно-популярный фильм, 2ч.), 1966, Центрнаучфильм
Удивительная история, похожая на сказку (художественный фильм), 1966, Центрнаучфильм
Дом Брема (научно-популярный фильм), 1967, Центрнаучфильм
Король гор и другие (художественный фильм), 1969, Центрнаучфильм
Литературные работы (сценарии)
В глубинах моря (в соавторстве с А. Згуриди)
В капле воды
Звериной тропой (в соавторстве с Н. Жинкиным)
История одного кольца (в соавторстве с М. Витухновским)
Человек идет по следу (в соавторстве с М. Витухновским)
Крылатая защита (в соавторстве с К. Исаевым)
Серый разбойник (в соавторстве с М. Витухновским)
Новый аттракцион (в соавторстве с М. Витухновским)
Верные сердца (в соавторстве с М. Витухновским)
Удивительная охота
Слепая птица (в соавторстве с А. Жаданом)
Удивительная история, похожая на сказку (в соавторстве с Г. Ягдфельдом)
Дом Брема
Король гор и другие (при участии Л. Белокурова и М. Витухновского)
Приключения Нуки
Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука
Фильмография составлялась на основе машинописных и рукописных списков. В рукописных списках названия ряда фильмов и сюжетов для научно-популярной периодики указаны неразборчиво и не вошли в представленные здесь перечни.