По звериным тропам

ПО ЗВЕРИНЫМ ТРОПАМ
(из блокнота кинорежиссера)

Журнал «Вокруг света», № 12, 1948 год

Наша киноэкспедиция прибыла в северную Киргизию для съемки научно-популярного фильма «Звериной тропой». Этот фильм рассказывает о жизни диких животных, обитающих высоко в горах. Герои фильма - высокогорные козлы козероги, живущие на Тянь-Шане.

Еще три года назад проехать на иссык-кульские сырты можно было только верхом на лошадях, по трудным горным тропам. Мы отправились в высокогорные долины Тянь-Шаня по недавно построенной дороге, доступной автомобилю. Дорога идет по склонам хребта Терскей-Алатау, поднимается к перевалу Суёк на высоту 4 тысячи метров над уровнем моря. Этот суровый перевал бывает открыт, то есть свободен от глубоких снегов, лишь три с половиной - четыре месяца в году; с начала июня и, в зависимости от погоды, до сентября - октября. Мы вынуждены были ехать на сырты в сентябре, так как в это время козероги спускаются с горных вершин на более низкие пастбища. Надо было торопиться и до закрытия перевала закончить намеченные работы.

Наша машина миновала самое большое высокогорное соленое озеро Иссык-Куль и взобралась на гребень высокого склона. Обогнув громадную скалу, мы увидели, что дорога идет все выше. Она извивается по склонам и, проходя над обрывами, делает крутые повороты, которые шоферы называют серпантинами.

Вот преодолен 49-й серпантин, и мы на Барскаунском перевале, на высоте 3500 метров над уровнем моря. Пересекаем перевал и спускаемся к долине Арабель. Снова серпантины, обрывы, осыпи. За долиной снова перевал - Суёк. Местами над дорогой свисают громадные глыбы снега.

Перед нами вздымаются мощные горы одного из самых величественных хребтов Старого Света, названного китайцами Тянь-Шанем, то есть Небесными горами. Обширные ледники расползаются в разные стороны по склонам центрального Тянь-Шаня, питая ручьи, дающие начало трем большим речным системам Средней Азии - Сыр-Дарье, Или и Ториму.

Вот, наконец, и лагерь! Он расположен между холмов в небольшом ущелье, по которому протекает широкий ручей.

Наша охотничья бригада состоит из опытных охотников, киргизов Иссык-кульской области. Среди них старый охотник Кулбай. Несмотря на свои 60 лет, он, точно юноша, ловко и быстро взбирается на вершины самых крутых скал. На его охотничьем счету 23 свирепых белокоготных тяньшаньских медведя. Это удается не каждому охотнику. Правда, один, кажется девятнадцатый, медведь оставил на голове Кулбая множество шрамов и искалечил ему левую руку. Идет с нами и другой замечательный охотник - Шервахун; не раз он один вынимал из капкана свирепого снежного барса.

На следующий день по прибытии в лагерь мы отправились выбирать место для съемки. Большими непугаными стадами бродят козероги по вершинам утесов. Далекие, еле видимые внезапно появляются они на нашем пути и так же внезапно исчезают. Все говорит об их присутствии: и тропы, проложенные по невероятным кручам, и шум падающего вниз камня, сваленного где-то там наверху промчавшимся стадом.

Останавливаемся у входя в ущелье Кызыр-Кереге. Здесь надо пройти бесшумно. Намечаем точки съемки. Два аппарата ставим внизу ущелья, третий - наверху. У верхнего аппарата устраиваем наблюдательный пункт.

Операторы занимают свои места и маскируются камнями.

С нашего наблюдательного пункта просматривается всё ущелье. Ждем. Прошел час. Еще час… Козерогов не видно. Но вот сзади послышался шум падающих камней. Оборачиваюсь на шум и вдруг замечаю небольшое стадо козерогов. Стадо спускается в ущелье с левой стороны, совсем не так, как это было предусмотрено. Козероги подходят к нижнему аппарату. Вижу, что оператор Виктор Асмус начинает снимать. И вдруг облако находит на солнце… Проклятие! Все время солнце ярко светило, а в момент съемки, да еще первой съемки дикого стада, так подвело.

А стадо, во главе которого бы старый козел, остановилось перед аппаратом Асмуса. Козероги застыли в удивлении… Человек! И сразу по сигналу своего вожака галопом умчались в горы. В это время показалось и солнышко.

В горах Тянь-Шаня водится много хищных птиц - грифов, бородачей. Здесь, на сыртах, эти птицы встречаются в большом количестве. Сколько раз приходилось быть свидетелями птичьих пиров в горах! На труп павшего животного слетались птицы. Первыми появлялись сороки. Своим криком они как бы созывали на пир пернатых обитателей гор. Прилетали альпийские галочки, за ними появлялись вороны, один, другой… Но вот плавно спускается с большой высоты черные грифы и белоголовые сипы. Они сгоняют всю птичью мелюзгу и начинают пировать сами.

Последними прилетают бородачи или ягнятники. Громадные птицы от головы до хвоста немногим меньше одного метра, с размахом крыльев около трех метров, садятся на скалы и ждут своей очереди. Когда добыча почти съедена и остаются одни кости, бородачи прогоняют всех. Они большие любители костей. Я был свидетелем случая, когда бородач проглотил целое ребро большого козерога. Киргизы называют эту птицу «Болта-Джютар», что значит «Проглотил топор». Много легенд сложилось о бородачах. Вот одна из них:

«Один бай убил быка топором. Положив топор на землю, он стал снимать шкуру с убитого животного. В это время прилетел бородач и, увидев окровавленный топор, проглотил его целиком. С тех пор эту птицу стали называть «Болта-Джютар».

Многие охотники наблюдали, как бородач справлялся с головой убитого козерога или архара - горного барана. Найдя голову, отрезанную и брошенную охотниками, бородач схватывает ее в лапы и улетает. Свою добычу, очень часто увенчанную громадными тяжелыми рогами, бородач поднимает вверх, а затем бросает ее на камни. Голова падает и разбивается на части, хищник спускается и пожирает ее.

Высоко в горах, среди скал, вьют свои гнезда бородачи. Одно из них нам удалось снять на пленку. Гнездо находилось на отвесной стене узкой, но глубокой щели и было свито из толстых ветвей арчи и елки. В качестве строительного материала в общей конструкции гнезда были использованы громадные рога козерога вместе с черепом. В бинокль был виден сидящий в гнезде птенец. Он уже оперился и спокойно сидел один. Маскируясь среди скал, по узкому ущелью, едва не задевая своими огромными крыльями отвесных скал, осторожно летела мать птенца. Она принесла своему детенышу кость. Прожорливый птенец занялся едой, а мать улетела за новой добычей. Мы несколько дней наблюдали за гнездом, и нам удалось снять много удачных кадров.

На высоте свыше 4 тысяч метров все понятия о масштабе ломаются. Исключительная прозрачность воздуха изменяет представление о расстоянии. Часто едешь и думаешь, что вот до того холма рукой подать - метров 350-400, а в действительности едешь, едешь, и все кажется совсем близко.

…Тюк!.. тюк!.. тюк!.. Вот уже час я слышу этот монотонный звук. Притаившись, сижу между двух больших камней. Сзади узкая ледяная лента замерзшего маленького водопада. На скале заиграл луч солнца… Тают ледяные сосульки… Тюк!.. тюк!.. тюк!.. Разбиваются о лед капли воды. И чем выше поднимается солнце, тем больше падает капель и быстрее и веселее раздается звонкое: тюк!.. тюк!.. тюк!..

Из моей засады хорошо просматривается все русло горной речки, текущей по ущелью. Вдоль реки уходят развешенные на тонких палках сети. Точно паутина, сплетенная гигантским пауком, повисли они в узких горных проходах.

Чтобы поймать чутких и быстроногих козерогов живьем, мы устраивали массовые облавы. Эти облавы охватывали большой район. Все горные проходы, куда гнали козерогов, загораживались прочными и высокими сетями, тянувшимися иногда на протяжении двух километров.

Близ сетей располагались засады охотников. За сетями замаскировались охотники-ловцы и операторы с аппаратами.

Два далеких выстрела нарушили тишину. Облава началась…

В начале облавы охотники верхом на лошадях охватывали в кольцо большой район. Суживая кольцо, они пугают стада козерогов и подгоняют их к засадам. Как только козероги подбегали к засадам, охотники выстрелами и криками гнали их к сетям. Чем ближе к сетям, тем энергичнее гнали охотники животных.

Выстрелы раздаются все чаще и чаще. Все громче крики охотников. Слышен шум падающих камней. Это идут козероги. Вот они появились на склоне ущелья. Небольшое стадо несется крупным галопом вниз по крутой тропе. Раздаются выстрелы. Пули, поднимая пыл, ложатся у самых ног козерогов. Обезумевшие от испуга животные бросаются вниз, прямо к сетям… Не замечая сетей стадо мчится вперед. Один из козерогов, сорвав сети, уносит их на своих рогах.

Пойманные козероги бьются в сетях, но, стараясь освободиться, лишь больше запутываются в крепких веревках.

Через речку, подымая брызги, бегут к пойманным козерогам охотники-ловцы. Для того, чтобы испуганное животное успокоилось, ему на глаза накладывают повязку. Как только козерог перестает видеть, он мгновенно успокаивается, и тогда его можно связать и вынуть из сетей.

***

Дни шли. Поймано было уже много козерогов, но козла-рогаля - «актера» нужного нам для роли «чернолобого козла» все еще поймать не удавалось. Много раз мы видели таких козлов, но в сети они не шли.

Однажды мы проводили лов в небольшом ущелье высоко в горах. Шел загон. В сети уже попались две молодые козочки. Слышен был крик приближающихся загонщиков, что говорило о скором окончании загона. Вдруг внизу ущелья, почти у самого конца сети, появились два громадных старых рогаля. Встревоженные, они шли вверх по ущелью вдоль сетей. Мы открыли стрельбу. Пули ложились рядом с козлами. Козероги побежали быстрей. Вот один из них рванулся в сторону и… запутался громадными рогами в сетях. Пытаясь освободиться из сетей, козерог проделывал головокружительные прыжки. Но веревки крепко держали его, а резкие движения только еще больше запутывали в сетях. Крики приближающихся охотников заставили второго козерога бросить своего товарища и умчаться в горы.

С большим трудом удалось нам освободить из сетей и связать сильное и ловкое животное. Пойманный козерог оказался статным красавцем. Его красиво изогнутые к спине рога имели длину в восемь четвертей, а годовые кольца на них указывали на семилетний возраст. О таком экземпляре мы только и мечтали.

Козерога мы назвали «Героем». Во многих эпизодах фильма он снимался в главной роли и был великолепным «актером». Это он бился с другим козерогом, отвоевывая себе место вожака стада.

***

Итак, работа была закончена. Выезд назначен на следующее утро, и в лагере царила обычная «упаковочная горячка». Надо было торопиться: октябрь кончался, и погода со дня на день могла измениться.

- Иль бирс!.. Иль бирс!..

Крики, раздавшиеся у моей палатки, заставили меня вскочить. Оказывается, что в капкан охотника Шервахуна попался «Иль бирс», так киргизы называют снежного барса - страшного высокогорного хищника.

Исконный враг козерогов и архаров, снежный барс - ловкий и сильный охотник. Не часто попадается в капкан этот осторожный и хитрый зверь. Поимка барса - большая победа охотника, сумевшего выследить его и верно поставить капкан.

Быстро собравшись, мы через полчаса были уже на месте происшествия. Оставив лошадей в ущелье, мы поднялись на выступ скалы, где почти у самых козерожьих троп был поставлен капкан. Шервахун смело двинулся к капкану. Зверь повернулся в сторону охотника и свирепо зарычал. Барс попался в капкан одним пальцем передней левой лапы. Казалось, что такому сильному зверю ничего не стоило вырвать лапу из капкана. Но охотники знают, что барс никогда не вырвется из капкана, если он попадется даже одним когтем, и смело подходят к нему.

Извлечение барса из капкана очень интересное зрелище. Только смелый и опытный охотник в одиночку справляется с этим опасным делом. Человек быстро хватает барса за хвост и набрасывает веревку на его задние ноги. Сев верхом на связанного барса, охотник одной рукой крепко дердит его за ухо, а другой накидывает на морду уздечку. Уздечка затягивает пасть барса. Теперь хищник безвреден. Ноги барса освобождают из капкана и связывают.

Точно запеленутого ребенка, Шервахун взял барса и поволок его вниз. Не без труда взвалили мы огромную тушу на испуганную лошадь и повезли в лагерь.

Наступил вечер. Последний вечер на сыртах. Пылал костер, вокруг него собрались все участники экспедиции.

Утром мы покинули высокогорные долины Тянь-Шаня.