Следующим пунктом исторических мест в Ялте был Ливадийский дворец. Конечно, я много о нем слышал и читал, но хотел увидеть своими объективами глазами, прикоснуться к истории своим руками. Не стал переплачивать лишние деньги, а добрался сам на маршрутке № 32.
Справа - вход на экскурсии каждые 10 мин., стоимость 350 руб. Как раз приехали артековцы и пришлось немного подождать
Немного истории. Первым владельцем дворца в Ливадии был граф Потоцкий, который купил имение у Феодосия Ревелиоти в 1834 г. и заказал архитектору К. Эшлиману построить барский дом, хозяйственные постройки и помещения для челяди. В 1860 г. у его дочерей Ливадия была выкуплена царем Александром II вместе с заложенным парком, винным подвалом и виноградником в 19 га. Александр II купил это владение для своей супруги - императрицы Марии Александровны. Она страдала туберкулезом и врачи порекомендовали ей целебный воздух Южного берега Крыма. Дом Потоцкого новой хозяйке не соответствовал, поэтому из Санкт-Петербурга был вызван придворный архитектор И.А. Монигетти, который перестроил барский дом Потоцкого в Большой и Малый дворец (1862-1866).
Ливадия стала летней царской резиденцией с 1866 года. Новые царские владения заняли территорию 225 га и появились 60 построек в разных стилях: Малый дворец своим внутренним убранством и внешним видом походил на Бахчисарайский дворец; придворная Крестовоздвиженская церковь была выполнена в византийском стиле; рядом расположилась звонница. Были сооружены оранжереи, дома для свиты, конюшни, кухни.
Во времена правления Александра III в царском Ливадийском имении была установлена мраморная колонна, привезенная из крепости Рущук на Дунае как память о русско-турецкой войне 1877-1878 годов. После смерти императора Александра III в 1894 году Ливадия перешла по наследству к Николаю II.
В начале ХХ века Старый дворец пришел в негодность. Была создана специальная комиссия, которая постановила не реставрировать, а полностью снести Старый дворец и на его месте построить Новый Большой Белый Ливадийский дворец.
Руководил возведением дворца для Николая II известный ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов. Новый Ливадийский дворец был построен за рекордно короткие сроки: всего за не полных семнадцать месяцев. Площадь дворца составляет 6 тысяч кв. метров (спроектировано более 100 отдельных помещений).
19 мая 2015 г. у главного входа в бывший Белый императорский дворец был открыт памятник последнему российскому императору Николаю II. Бюст создан из искусственного камня и сверху покрыт бронзой.
Парадный вход во дворец. Видны вензеля членов императорской семьи
Вход охраняют не только охранники и видеокамеры, но и добродушные лЁвы))
Вестибюль оформлен в традициях Итальянского Возрождения. В отделке использована искусная лепка, выполненная из гипса мастерами московской фирмы скульптурно-лепных и бетонных работ «Братья Аксерио и Ко».
Камин вестибюля.
Там же в вестибюле стоит и стол участников Ялтинской конференции 1945 г.
Но во время проведения конференции он находился не здесь, а в парадной столовой.
Это самый большой парадный зал дворца. Главный художественный акцент пространства сделан на лепной декорировке потолка. С двух сторон плоскости стен прорезают большие арочные окна и двери, пропускающие много дневного света. Дополняют интерьер детали из каррарского мрамора: четыре цельные колонны и камин, декорированный искусной резьбой. Заметили, что в зале нет люстры? Чтобы не закрывать всю красоту люстрой, освещение смонтировали внутри декора потолка. В углу видна часть освещения.
С 1999 года в Белом Зале проходят международные встречи глав государств.
В "ожидательной" (как ее раньше называли) теперь нас встречают восковые руководители
Делегация СССР размещалась в Юсуповском дворце (позже напишу о нем), делегация Великобритании - в Воронцовском, делегация США - в Ливадийском.
Во время конференции здесь был рабочий кабинет Ф. Рузвельта.
Многоярусная люстра изготовлена из цветного венецианского стекла.
Еще одна люстра
Бильярдная оформлена в стиле Тюдор, характерном для Англии XVI столетия. Обшивку стен каштановым деревом выполняла ялтинская столярная мастерская А.Шиллинга, потолок выполнен в технике росписи масляными красками по прессованному картону. Большой камин из светло-розового мрамора размещен в характерной тюдоровской арке.
В период работы конференции эта комната являлась столовой Ф. Рузвельта. 11 февраля 1945 здесь состоялось подписание итоговых документов конференции главами союзных делегаций. В зале частично воссоздана обстановка периода работы конференции.
Итальянский дворик. С четырех сторон дворик окружен галереей с тосканскими колоннами. Вдоль стен расставлены мраморные скамейки с подлокотниками в виде грифонов. В центре установлен мраморный фонтан. Вход в Итальянский дворик со стороны церкви украшают кованые ажурные ворота работы итальянских мастеров ХVIII века.
9 февраля 1945 года в центре итальянского дворика состоялось фотографирование участников Крымской конференции. Здесь была сделана одна из самых известных фотографий «Большой тройки»
Так же Итальянский дворик известен и по многим фильмам: "Анна Каренина", "Овод", "Всадник без головы", "Собака на сене" и другие.
Снаружи дворец украшают скамейки, колодцы, вазы и... мифическое существо химера. Есть поверье, что химеры с пастью льва, телом козы и хвостом змеи отгоняют злых духов. Подобные существа можно увидеть на порталах собора Парижской Богоматери. Ливадийская химера расположена на углу восточного фасада - она склоняется над живописным каменным колодцем.
Здесь раздолье для художников и фотографов. И просто ценителей красоты и истории!
В продолжении - комнаты царской семьи в Ливадийском дворце