Рожденный дважды

Mar 27, 2016 15:47

Неделю назад посетил заброшенные кабинеты бывшего 117 полка. Почитав несколько сайтов, хочу рассказать об этой легендарной военно-транспортной авиационной части.





История полка начиналась в Иваново, когда в 1936 года на новом тогда Северном аэродроме формируется 19-я бомбардировочная авиабригада. На её вооружение поступают самолёты ТБ-3, Р-5, У-2. В начале 1938 года лётчики начинают осваивать бомбардировщик ДБ-3. 1 июля 1938 года на базе бригады создаётся 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк.



Летом 1939 года 6-я эскадрилья (на И-16) под командованием капитана Гугашина участвовала в боях с японцами на реке Халхин-Гол. За мужество и героизм лейтенант Ворожейкин А.В. присвоено звание Героя Советского Союза. (Это я на фоне И-16 в музее Иркутского авиационного завода)



7 сентября 1939 года была получена директива о перебазировании полка в западные районы СССР. 10 сентября убыл первый эшелон с имуществом и личным составом, но вскоре вернулся обратно "в связи с положительным разрешением вопроса по Западной Украине и Западной Белоруссии". Но в Иваново полк пробыл недолго. В октябре его перебрасывают на аэродром Кречевицы под Новгородом, откуда вскоре ему придётся принимать участие в боях с финами. За мужество и героизм в боях с белофиннами награждено 109 военнослужащих полка, из них майору Балашову И.Ф., капитану Федорову Е.П. и старшине Лопатину Ф.И присвоены звание Героя Советского Союза.

После финляндской войны полк в Иваново уже не вернулся. Сначала его перевели в Курск, затем в Азербайджан. Первые месяцы Великой Отечественной войны полк воевал на Украине. В августе 1941 года участвовал в операции по вводу советских войск в Иран. Затем воевал в Крыму, на Северном Кавказе, под Сталинградом, участвовал в Курской битве. В начале марта 1943 г. полк понес тяжелейшие потери, в полку осталось всего ПЯТЬ летчиков. Бsло принято решение о расформировании полка, а остаткам личного состава прибыть на аэродром Староселье под Рыбинском для формирования нового полка. Командир полка Лукин, на свой страх и риск тайно доставил в Рыбинск Боевое Знамя полка. Правдами и неправдами командир полка добился отмены приказа о расформировании. 6 дбап был укомплектован до полного штата и вооружен новыми самолетами Ил-4, летом 1943 г. по указу Президиума Верховного совета СССР получил новое Боевое Знамя.



В 1944 году полк перевооружился на бомбардировщики Ту-2 и перебазировался на аэродром близ г. Шяуляй.



Бомбил немецкие порты на Балтике. 26 апреля 1945 года награждён орденом Кутузова III степени.
В конце войны полк базировался в Польше и последние вылеты произведены на Берлин. За отличие в Берлинской наступательной операции удостоен почётного наименования "Берлинский". 6 военнослужащих полка были удостоены звания Героя Советского Союза, причём двое из них дважды.



Летом был переброшен в Забайкалье, где принял участие в разгроме Квантунской армии японцев. Внимательно изучая материал историка полка Виктора Алешина, я с удивлением обнаружил, что с 1945 по 51 гг. полк базировался на бывшем японском военном аэродроме близ п. Леонидово на Сахалине, где я жил с родителями и закончил там школу (!). Вот уж воистину мир тесен... Причем позже, на этом аэродроме был расположен авиаполк на Ту-16, и основная масса летчиков были выпускниками нашей летки. Мама в то время работала на почте и летчики отправляя посылки в Оренбург, часто говорили и вспоминали с ней родной город.

В 1946 г. полк переформирован в 345 Берлинский ордена Кутузова III степени тяжелый бомбардировочный авиационный полк. В 1951 г. сдав Ту-2 в военные училища и ВВС армии Китая, личный состав полка жд транспортом перебазируется на аэродром Сольцы Новгородской области; началось переучивание на Ту-4.



В 1956 г. полк переучился на Ту-16 и в 1959 г. его переформировали в 117 отдельную тяжелую эскадрилью самолетов-заправщиков с местом базирования в Шяуляе (Литва).



В 1969 году эскадрилью переформировали в 117 отдельный авиационный полк электронного подавления. Лётчикам пришлось осваивать новый тип самолётов - Ан-12 ППС.



Позже военные пути-дороги свели меня, молодого лейтенанта с летчиками этого полка. В 1982 г. сразу после прибытия в часть, нас инспектировали с боевыми стрельбами на Эмбе. А так как моя пусковая установка была в капремонте, командир дивизиона, чтобы я не болтался на полигоне без дела, назначил меня старшим автобуса (точно такой!)



Задача была до ужаса простая: встать в 5 утра, растолкать водилу ПАЗика, заправиться и к 6 ч быть у гостиницы "Берег", где отдыхали два экипажа этих самых АН-12 ППС из Шяуляя. Вез их в летную столовую на завтрак, потом на аэродром "Карась" и после полетов обратно: столовая-гостиница-часть. А так как они нам ставили помехи на учебных стрельбах, опаздывать было никак нельзя. И вообще катались мы с летчиками там везде! То за мешками с луком, то за коробками со стиральным порошком... В то время в ВВС были три нормы (или рациона) питания: реактивный, летный и технический. Командир экипажа (подполковник) видимо глядя на меня, посадил меня рядом с собой за стол и отъедался я по реактивной норме вместе с ним (помню талончики такие), а водитель с техниками по технической. Короче все было пучком))). В крайний свой вылет перед убытием, он взял и меня в полет. Расстались по доброму! Ну и нашим офицерам, чтобы порожняком не возвращаться в лагерь, тоже привозили всякие вкусняшки в виде пива и закуски))

Так почему же рожденный дважды? Читайте в продолжении.

Авиация, Оренбург, Служба

Previous post Next post
Up