Литературный клуб: «Туманность Андромеды»

Feb 05, 2017 01:25



28 января провели в Публичной библиотеке Челябинска очередную встречу литературного клуба. Обсуждали роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», первый из четырех романов автора, вышедший в 1957 году.

Беседа получилась интересной: книга, действительно, не оставляет равнодушным. На мой взгляд, сейчас она особенно актуальна - как противопоставление концепции “конца истории” (о которой напомнил недавно да вот хотя бы даже Чубайс).

Ефремов пишет о возможном пути человечества, о далеком будущем, когда люди не только победят болезни, войны, стихию - но выйдут на контакт с соседями по галактике, будут мечтать о заселении и переустройстве планетных систем, преодолении самого времени. Не знаю других произведений, в которых бы коммунистическое будущее было описано так ярко и полно.

Но сейчас даже не об этом - хочу остановится лишь на нескольких моментах, которые я для себя отметила, когда перечитывала книгу, и когда мы обсуждали ее на встрече.


  • Определение коммунизма в контексте труда звучит так: «Скоро люди поняли, что труд - счастье, так же как и непрестанная борьба с природой, преодоление препятствий, решение новых и новых задач развития науки и экономики. Труд в полную меру сил, только творческий, соответствующий врожденным способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся - вот что нужно человеку». Интересно сравнить с одним из современных определений коммунизма: «Коммунизм - это раскрепощение и пробуждение в каждом человеке его высших творческих способностей»
  • Одна из главных проблем, которая встает перед людьми, живущим в столь замечательно и справедливо устроенном обществе - излишняя рациональность, недостаточная развитость эмоциональной стороны психики. В романе об этом говорят психолог Эвда Наль и порывистый Мвен Мас.
  • В мире будущего присутствует эвтаназия, решение о ней принимает «консилиум смерти» в составе 22 врачей. Эвтаназии едва не подвергли тяжело раненого Рен Боза.
  • Все, кто пришел на обсуждение романа, критически отнеслись к принципу упрощения языка. Человеческая речь становится рациональной, лишается сложных оборотов, эпитетов и тому подобного. Вместе с тем, разговоры становятся проще и короче, в чем тоже есть плюсы, тут нельзя не согласиться. В перспективе люди будущего рассчитывают на развитие телепатии, когда надобность в речи отпадет вовсе.
  • Почему «Туманность Андромеды»? Туманность Андромеды - галактика, ближайшая к Млечному пути (не считая карликовых галактик-спутников, таких, как Магеллановы облака). В романе люди выходят на связь с обитателями Великого Кольца - жителями других планет нашей галактики. Однако соседние звездные системы еще недостижимы. В финале романа Земля принимает сигнал из ТА, более того, становится известно, что экипаж звездолета «Тантра» нашел на планете железной звезды корабль оттуда. ТА тем самым символизирует новый этап, на пороге которого стоит человечество.
  • «Тантра». Отсылки к Тибету, Индии, да и другим древним цивилизациям  встречаются по тексту не раз. Тантра же - совокупность индийских традиций, практики и инициации в которых призваны вести человека к освобождению и духовному развитию.
Далее еще два слова о другой книге, «Часе Быка», хронологически - продолжении ТА, но уже в другом времени и с совершенно другими героями.
  • В предисловии автор пишет: «Час Быка» возник как ответ на распространившиеся в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной) тенденции рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных (...) Другим полюсом антиутопий можно считать немалое число научно-фантастических произведений, от мелких рассказов до крупных романов, где Счастливое коммунистическое будущее достигнуто как бы само собой и люди эпохи всепланетного коммунизма страдают едва ли не худшими недостатками, чем мы, их несовершенные предки, - эти неуравновешенные, невежливые, болтливые и плоско-ироничные герои будущего больше похожи на недоучившихся и скверно воспитанных бездельников современности. Оба полюса представлений о грядущем смыкаются в единстве игнорирования марксистско-диалектического рассмотрения исторических процессов и неверии в человека (выделено мной).
  • «Час Быка» был написан в 1968 году. Первое крупное произведение Стругацких, повесть «Страна багровых туч», вышла в 1959-м. Дальше выходили «Путь на Амальтею», «Полдень, ХХII век», «Стажеры» - так называемый цикл Полдня, «коммунистическое» будущее по Стругацким. Читая предисловие к «Часу Быка» и дойдя до слова «плоско-ироничные», я отчетливо поняла, чьих героев имеет в виду Ефремов, хоть и читала их ранние произведения давным-давно.
  • Ну и самое интересное. В ЧБ нашему миру - Шакти - сопутствует антимир - Тамас. Сквозь Тамас должны проходить звездолеты, чтобы достичь отдаленных звезд. Шакти на санскрите - мощь, сила. В ряде религиозных направлений Шакти - супруга верховного бога Шивы либо его женская творческая сила. Шакти также - Богиня-Мать, Мать-природа, проявленный мир (в этом значении - В ЧБ), женское начало человека. Тамас же - самое негативное качество материальной природы, тьма, смерть, разрушение, невежество. Вот как вход в Тамас описан в книге:
  • «Стрелки  медленно  выравнивались,  одна  за другой  прекращая свое неровное трепетание,  и справа на экраны начала наползать тьма.  Это не был ночной мрак Земли,  наполненный  воздухом, запахами и звуками жизни. И не мрак космического пространства, чернота которого всегда подразумевает необъятный простор.  На звездолет ползло нечто  не  поддающееся  чувствам  и разуму,  не наделенное ни одним из привычных  человеку  свойств,   не   поддающееся   даже   абстрактному определению.  Это было не вещество и не пространство,  не пустота и не облако. Нечто такое, в чем все ощущения человека одновременно тонули и упирались,  вызывая  глубочайший ужас».
  • На этом пока всё. Кому интересно подробнее узнать о литературном клубе в Челябинске - пишите.

Челябинск, книжная полка

Previous post Next post
Up