Впечатления от фильма "Последняя сказка Риты"

Jan 29, 2013 21:19



"Ты пророк, -вскричал я, -вещий! Птица ты иль дух, зловещий,
Этим Небом, что над нами - Богом, скрытым навсегда -
Заклинаю, умоляя, мне сказать, - в пределах Рая
Мне откроется ль святая, что средь ангелов всегда,
Та, которую Ленорой в небесах зовут всегда?"
Каркнул Ворон: "Никогда".
...
И сидит, сидит зловещий. Ворон черный. Ворон вещий,
С бюста бледного Паллады не умчится никуда,
Он глядит, уединенный, точно Демон полусонный,
Свет струится, тень ложится, на полу дрожит всегда,
И душа моя из тени, что волнуется всегда,
Не восстанет-никогда!

Эдгар По. «Ворон», 1845. Пер.  К. Бальмонта, 1894.

Фильм «Последняя сказка Риты», как можно догадаться уже из названия - о смерти. Сюжет - этакий магический реализм. Режиссер и исполнительница главной роли - Рената Литвинова. Ее героиня - ангел смерти,  чья работа заключается в сопровождении души умершего в загробный мир.

35-летняя Маргарита Готье, страдающая неизлечимым заболеванием, по протекции своей давней подруги-медика Нади устроена в больницу. Больница выглядит необычно - персонал будто из начала 20 века, помещения до крайности обшарпанны. В течение нескольких дней к Рите ни разу не приходят ни врачи, ни подруга. Только странная медсестра Таня Неубивко (Литвинова), работающая в морге, навещает ее, и возлюбленный по имени Коля.
Таня сообщает Наде о том, что Рите осталось жить всего несколько дней, и вместе они решают проститься с Ритой, пригласив ее в кафе. Рита случайно узнает о своей скорой смерти, и в кафе читает подругам завещание, после они втроем напиваются и веселятся. В ту же ночь Рита умирает. Коля страдает после смерти Риты, глушит горе спиртным и задумывается о самоубийстве. В финальной сцене возле него сидит уродливая женщина с косой.

Смерть - то, что во все времена волновало людей, ведь лишь человек осознает, что он смертен. Теме смерти посвящено множество произведений - от древнегреческих мифов («Орфей и Эвридика») до голливудских мелодрам («Знакомьтесь, Джо Блэк»). В разных религиях и культурах смерть осмысливается по-разному: либо это переход в мир иной, рождение в вечность; либо мгновенное перерождение в другое существо, либо вовсе небытие, однако это всегда великая, требующая к себе уважения тайна.
Смерть - это горе, зачастую внезапное, в один миг рушащее привычную жизнь близких. И в этом смысле смерть - противоположность жизни, ее разрушение, ее конец.

Литвинова в своем фильме пытается найти со смертью некий компромисс. «Если смерть уважает человека, то она должна прийти к нему заранее, предупредить», - говорит Таня. А Рита продолжает: «Я хочу, чтобы моя смерть была нарядная женщина, с бокалом шампанского». Фильм изобилует символами смерти: здесь и маки с нарциссами, и черный цвет, и коса, и вороны. Однако образ ценен содержанием, а не формой. Что такое, например, черный ворон? У Эдгара По - это символ безвозвратной утраты, вечной, неотвратимой разлуки, разделившей героя и его возлюбленную.  У Литвиновой же все эти цветы и вороны - бессмысленны и декоративны, они «навешаны» на видеоряд, как елочные игрушки.

Образ Риты - очевидная отсылка к булгаковской Маргарите. Однако о жизни Риты Готье нам ничего не рассказано. Ясно лишь, что в ее 35 лет у нее нет семьи, детей. Есть лишь Коля, бойфренд, как принято нынче говорить. На мой взгляд, Рита - пример некрасивой, выглядящей старше своих лет, и на самом-то деле одинокой женщины, прожившей пустую жизнь. Однако автор думает иначе: «Все в жизни Риточки Готье было очень хорошо, ну кроме того, что жизнь ее заканчивалась. Она была влюблена, ее любили».

Во время своего пребывания в больнице Рите дважды снятся собственные похороны. Обряд похорон - важная составляющая любой культуры, несущая в себе глубокий смысл. Но похороны Риты в ее сне похожи на какой-то нелепый, отталкивающий маскарад: женщины вокруг гроба, в черном, в перьях, вуалях и шляпках, желтые цветы, сама Рита одета в блестящее платье из пайеток, на голове - вязаная бабочка.

Что происходит с душами умерших в потустороннем мире, неизвестно. Ясно лишь, что они продолжают существовать и после смерти: однажды ночью Рита является Наде, бледная, на ее голове дымятся сигареты...
Временами происходящее на экране становится театром абсурда, а после просмотра фильм оставляет ощущение полной пустоты и бессмысленности.

Однако, несмотря на всю нелепость, есть в фильме и коварный посыл. В интервью журналу InStyle Литвинова говорит: «Современный человек сконцентрирован на себе. Мне кажется, нас губит то, что нас очень много. Человеческая жизнь, совершенно уже ничего не стоит. И каждый ее проводит в одиночестве. Даже в мегаполисах люди друг другу не нужны. В этом есть какая-то страшная драма».

О том, что Литвинова называет «страшной драмой», писал немецкий психоаналитик Эрих Фромм: "В католической теологии такое состояние существования, в полном разъединении и отчуждении, не преодолеваемом и в любви определяется, как "ад".

В фильме ангел смерти говорит: «Мы всегда хотим, чтобы всем стало легче. Нам всегда любимы именно те души, которые способны любить, остальные нам не интересны».

«Может быть, они будут избавлены от возвращения сюда, где все так несовершенно, где столько страданий», - продолжает Рената в интервью. На вопрос о том, не останутся ли тогда на Земле только жестокие люди, актриса сказала так: «Да, пока не научатся любить».

Вот так. По Литвиновой, на земле каждый из нас проживает свою драму, и выход из этого круга ада дает не борьба за счастье, не преодоление себя, не восхождение, нет. Лишь смерть, приходящая к избранным, в виде красивой женщины с бокалом шампанского. А чтобы красиво умереть, нужно научиться любить.

Но может быть, все же стоит учиться любить, чтобы по-настоящему жить?







Источники фото: -1- и -2-.

культурная война, кинофильм

Previous post Next post
Up