С Семьей Устиновых-Киселевых библиотеку связывает тесное сотрудничество с 60-х годов ХХ века. Педагог школы №15 Римма Марковна Устинова принимала горячее и непосредственное участие в создании городского клуба интернациональной дружбы совместно с центральной библиотекой. Вдумчивый читатель, грамотный учитель, она и по сей день является палочкой-выручалочкой для библиотеки в вопросах лингвистики и литературоведения. Семья Устиновых-Киселевых дважды участвовала в городских конкурсах читающих семей (в 1999 году стала победителем городского конкурса, а в 2003-м - заняла почетное второе место).
В 2007 году, в год Семьи в Кузбассе Устиновы-Киселевы отмечены ЦГБ как самая читающая семья библиотеки. Все члены семьи - книголюбы: дочь Елена - активный участник городских и областных педагогических конкурсов; зять Сергей - известный в городе
журналист; внуки Риммы Марковны Валя и Олег, воспитанные на лучших традициях мировой и русской классической литературы, после отличного окончания школы радуют своими творческими успехами преподавателей институтов. Инсценировки, красочные стенгазеты со стихами и рисунками всех членов семьи, литературные игры и конкурсы, составление кроссвордов - привычное времяпрепровождение в интеллигентной семье.
Книга помогает семье во всех сферах деятельности, о чем наглядно свидетельствуют почетные грамоты и награды семьи за участие во всевозможных конкурсах. По итогам анализа читательских формуляров семьи в 2007-2008 годах только в Центральной городской библиотеке семьей прочитано 1369 книг, газет и журналов.
Мы попросили династию Устиновых-Киселевых
рассказать о себе.
Заметки по поводу, или Вместо предисловия
Предложение принять участие в конкурсе, поступившее от сотрудников центральной библиотеки г. Юрги, было для нас неожиданным, приятным, но… неоднозначно воспринятым. Участники конкурса, как определено в условиях, - «активные пользователи библиотек». И под эту градацию наша семья попадает безусловно. Другое дело - номинации. Они настолько многогранны, взаимосвязаны и так вещественно неосязаемы, что есть реальное опасение захлебнуться в восторженных эпитетах: «Книги - это то, без чего мы не мыслим своего существования», «Книга - лучший друг и советчик» и т.д. Все это так, но как документально подтвердить написанное?
На семейном совете с темой определились: «Любовь к чтению - сквозь поколения». А творческую работу решили построить по принципу фрагментов-зарисовок, в которых и рассказать о наших взаимоотношениях с книгой и библиотеками.
Было решено также, что право и честь выполнить творческую работу будет принадлежать одному автору, Киселеву Сергею Васильевичу. Ибо большая часть данного опуса строится на его воспоминаниях, ощущениях и размышлениях.
В окружении книг
Общий читательский стаж нашей семьи как минимум полтора века. С учетом того, что все мы начали читать в дошкольном возрасте, можно вывести и более уточненные цифры, но и они не явят того, насколько овладение печатным словом помогло нам в дальнейшем. Бесспорно, семейные традиции, воспитание, личный пример родителей - только малая, хотя и существенная, толика того, что делает человека человеком.
Я родился в семье железнодорожников на станции Тайга полвека назад. Домашняя библиотека была небогатой, но отец не жалел денег на периодику. Помимо газет обязательно выписывались журналы по интересам каждого: для себя «Роман-газета», «Огонек» и «Вокруг света», для матери - «Работница», «Крестьянка». Мне же, по мере подрастания, от «Веселых картинок» и «Мурзилки» до «Костра» и «Пионера».
Практически каждый вечер отец читал вслух нам с мамой и бабушкой приглянувшийся рассказ или роман с продолжением из «Вокруг света». Такие «посиделки» сохранила детская память.
В похвалу родителям, которых уже, к сожалению, нет, замечу, что на детских книгах они не экономили. К середине 70-х годов у нас в семье была, пожалуй, одна из лучших подборок детских книг. А пять, особо любимых, кочуют вместе со мной по жизни: Л. Кассиль «Три страны, которых нет на карте», А. Беляев «Старая крепость», Н.В. Гоголь «Избранное», А. Конан-Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» и «Атлас мира», изданный в 1958 году. На них росли и мои дети. Надеюсь, прочтут и внуки.
Первое знакомство, или Похвальное слово домашней библиотеке
Тема не нашей номинации, но, думаю, необходимо о ней упомянуть. И вот по какому поводу.
Первое знакомство с «чужой» домашней библиотекой у меня произошло в начале 60-х, перед школой. У соседа по бараку Р.И. Вержбитского, «дяди Руды», была, по моим детским меркам, просто замечательная библиотека. Меня, пацана, прельстительно ошеломили собрания сочинений Майн Рида, Жюль Верна, Стивенсона, Конан Дойла. Замирая у огромного книжного шкафа, я с вожделением взирал на тисненые переплеты серии «Мир приключений». Благодаря дяде Руде, я получил доступ ко всему этому богатству. Первую книгу, выпрошенную у моего благодетеля, «Отважную охотницу» Майн Рида, я стал рассматривать еще на улице. На крыльце меня встретила бабушка. И первая фраза, которую я услышал от нее, была: «Книга чужая, оберни!» Помните те самодельные обертки из газет? Позже в школе мы оборачивали ими учебники. Так я получил первый урок отношения к книге. И к соседу бегал за очередной книгой уже с собственной газетой.
К домашним библиотекам у меня сохранилось трепетное отношение навсегда. Бывая в гостях, я первым делом осматриваю домашнюю библиотеку. Кстати, вы обратили внимание, как много могут рассказать книги о своих владельцах? Не только подбором авторов, но и своим внешним видом, который свидетельствует о том, востребована книга или покоится здесь для антуража.
Нет, я не рос каким-то особо одаренным ребенком, этаким «книжным червяком», не чурался свойственных возрасту развлечений и проказ, да и друзей приятелей хватало. Всегда удивлялся, когда видел у одноклассников книги, прочитать которые они так и не удосужились. Реакция на мои просьбы «дай почитать» была примерно одинакова. Мол, зачем тебе это нужно? Но коль хочется - бери, не жалко! Их равнодушной щедростью я пользовался беззастенчиво. Но книги всегда возвращал.
Одна, но пламенная страсть
Знакомство и дружба со взрослыми библиотеками начались где-то в 7-8 классах. Я не говорю о школьных библиотеках (а мне пришлось учиться в трех школах). Я, 14-летний подросток, посещал тогда городскую библиотеку и библиотеку при клубе им. В.И.Ленина. Не стоит объяснять читающим эти строки профессионалам, как трудно подростку заслужить такое право - пользоваться книжным фондом взрослых библиотек.
Понимаю теперь, что доверие это я оправдал своим поведением, читательской порядочностью, и, видимо, тем отношением к книгам, которое женщины библиотекари ценят больше всего. Я мог часами бродить по узким проходам между стеллажами, выбирая книги. В течение недели обязательно посещал обе библиотеки. К 10 классу я был «завсегдатаем» этих «святых» для меня мест. Естественно, и частота посещений, и обсуждение прочитанных книг сблизили меня с сотрудниками. Как доверенное и проверенное лицо, я мог брать по 5-7 книг (явное нарушение, но за давностью срока подлежит амнистии). Именно это время я считаю школой личных и профессиональных контактов с библиотеками и их сотрудниками, которые продолжаются до сих пор. Жаль, что читательские формуляры не хранятся вечно. А ведь я был записан в библиотеках разного уровня (областных, городских, клубных, служебных) в Тайге и Топках, в Кемерове и Новосибирске. И даже в Челябинске, где месяц находился на курсах повышения квалификации.
Пять лет учебы на филфаке КемГУ, год работы в областной газете «Кузбасс» дали мне возможность познакомиться с замечательными сотрудницами областной, университетской и «общежитской» библиотек. А также библиотеки на Весенней им. А.П. Гайдара и ДК, что на набережной, рядом со «спутниковой тарелкой».
С 1988 года наша семья обосновалась в Юрге. Вот уже 20 лет мы постоянные (и, надеемся, образцовые) читатели библиотек этого города. Помимо ЦГБ я с удовольствием посещаю библиотеки еще двух филиалов.
Зная мою «слабость» и любовь к библиотекам, коллеги порой используют меня в личных целях - взять ту или иную книгу. Так что нередко выступаю в роли «библиотеки-передвижки», а, проще говоря, «книгоноши». Но не ропщу. В моем понимании, читающий человек в наше утилитарное время - это замечательно и достойно всяческой поддержки.
Злополучные «Черви», или Честь имеем
Во взаимоотношениях «читатель - книга» нюансов предостаточно. В нашей семье просто немыслимо, взяв книгу, не вернуть ее законному владельцу. Такая «забывчивость» сродни воровству, и к нам эти нелицеприятные факты отношения не имеют. А прецедент мог произойти!
В армию меня призвали в 80-м в возрасте 24 лет. Причем - рядовым. Естественно, и там я выкраивал время для похода в библиотеку. Возможно, кому-то из читающих эти строки, не понаслышке знакома работа в библиотеке воинской части. Солдатам на руки книги не выдают. Есть читальный зал - вот и пользуйся. Конечно, на фоне сослуживцев и возрастом, и «литературным» образованием я выглядел более выигрышно. Да и библиотекари-женщины, видя мой искренний интерес к книгам, мне благоволили, позволяя брать книги в казарму. Как-то среди новинок поступил в библиотеку гарнизона роман Фленагана «Черви» о буднях американской армии. Выпросил я эту книгу, а в казарме ее банально украли. Вора так и не нашел, а вот стыда и позора нахлебался. «Пикантность» ситуации усугублялась тем, что по цензурным соображениям эту книгу стали изымать. Так и осталось бы это позорное пятно на мне, да выручила опять-таки тяга к книгам. Бывая в увольнении, частенько заходил в «Военторг» гарнизона. Всегда, а особенно в армии, приятно было порыться в книгах, даже не покупая их. Поведал о своей беде продавщице, и она, добрая душа, не знаю, как, но добыла «Червей», продала мне их, как говорилось тогда, «из-под прилавка». День, когда я вернул утерянную книгу в библиотеку, стал одним из памятных эпизодов «армейского» периода.
Хранитель дивной старины
Это рассказ о нашей маме и бабушке Римме Марковне Устиновой. Благодаря ей наша семья в 2007 году была удостоена награды губернатора как педагогическая династия, совокупный стаж которой составил 130 лет.
Римма Марковна родилась в Тюмени на улице Чехова, 3. Мама, Софья Алексеевна Устинова, работала учительницей начальных классов. Свою любовь к книге и чтению она передала дочерям: Римме и Любе. В доме Устиновых всегда было много книг. Кипы журналов «Нева», « Вокруг Света», «Смена» хранились в ларях. Романы Данилевского, Мережковского и другие произведения русской классической литературы читались в доме до тех пор, пока на улицах было светло.
Любовь к книге привела девочек в Тюменский педагогический институт. Римма Марковна окончила институт в 1956 году и по распределению уехала в село Казанское Тюменского района. Ветеран педагогического труда, преподаватель русского языка и литературы, она волею судьбы 5 лет проработала библиотекарем в Москве, когда ее супруг учился в военной академии им. Дзержинского.
Это были 60-е годы. И можно только позавидовать, слушая рассказы Риммы Марковны о людях, с которыми ей приходилось встречаться. Римма Марковна « погрузилась в высшие сферы литературы». В их небольшой библиотеке на поэтических вечерах бывали А.Вознесенский и Б.Ахмадулина, Б.Окуджава и Д.Самойлов. В своей библиотеке она хранит несколько книг, подписанных авторами, в том числе с автографом К.Симонова.
Показательно, что именно с Риммы Марковны в нашем городе началась традиция проведения в библиотеке бенефисов старейших читателей (правда, слово «старейший» ей не очень-то по душе). В слайдах запечатлены эпизоды этого торжества. Ее рассказы, воспоминания перемежались поздравлениями коллег-педагогов и бывших учеников. Часть программы подготовила и наша семья, адресуя свои самодеятельные номера дорогому человеку.
Стоит упомянуть, что, возглавляя музей школы №10 и активно занимаясь поисковой работой об истории создания Юргинского полигона, Р.М.Устинова постоянно вела работу по сбору книг для пополнения библиотеки войсковой части 01641 и солдатской библиотеки в 74-ой бригаде.
Бесспорно ее влияние на «литературное» воспитание внуков. «Подсунуть» нужную книгу, помочь оформить выступление или реферат, посоветовать, что прочесть по той или иной теме, какое стихотворение выбрать для выразительного чтения в школьном конкурсе - это ее «конек» и прерогатива.
Из шутливого посвящения к ее бенефису:
Без понукания, но с лаской
Олегом с Валей занялась.
Прочла потешки, басни, сказки
И к классике подобралась.
Учитывая все детали,
Ведет работу от души:
Читает с Валей Розенталя,
С Олегом пишет «жи» и «ши».
Нам книги жить и творить помогают
По большому счету мы - люди не публичные: не представляем партий и движений, не выставляем картин, не выпускаем литературные сборники, не пляшем на сцене и не поем в хоре. И, тем не менее, творческой жилкой не обделены. Творчество наше носит камерный, «домашний» характер. В создании добрых, прочных, равноправных отношений в семье большую роль играют традиции. Любой семейный праздник, торжество не обходятся без выпуска домашней стенгазеты, шутливых поздравлений-пожеланий, забавных поделок. Причем каждый старается в меру своих сил и возможностей. Почему? Так принято! И других объяснений не нужно. В семейном архиве храним первые «поэтические» опыты дочери и сына, иллюстрированные ими же. Сделать семейные праздники интересными и запоминающимися помогают литературные игры и викторины. Например, «Что? Где? Когда?» - игра, посвященная Пушкину. Или празднование юбилея выхода в свет любимого романа «Мастер и Маргарита».
Наверное, не случайно дочь Валентина рано проявила интерес к русской словесности и добилась на этом поприще определенных успехов. В восьмом, девятом и одиннадцатом классах становилась победителем городской олимпиады по русскому языку, лауреатом поэтического конкурса «Свой голос». За лучшее сочинение о поездке в Москву была награждена путевкой в Грецию.
Сын Олег - постоянный участник «поэтических марафонов», театральной студии лицея. В девятом и одиннадцатом классе, выступая на научно-практической конференции, был признан автором лучших исследовательских работ по литературе (о творчестве М.Ю. Лермонтова и Н.С. Гумилева).
Елена Киселева: Я не могу похвастаться большим количеством прочитанных книг, потому что не умею и не люблю читать быстро. А еще потому, что новой незнакомой книге предпочту старую добрую классику: ведь она неисчерпаема. Помню, как уже в зрелом возрасте перечитала «Войну и мир», «Анну Каренину» и была поражена - там написано обо всем, что я так долго изучала по учебникам педагогики и психологии, до чего доходила своим умом, пытаясь строить взаимоотношения со своими и чужими детьми… Нет бы Толстого внимательно почитать! Вот только открылась бы мне раньше его педагогическая мудрость? И сколько еще закрытых до поры до времени «дверей» в его произведениях?
Мысленно возвращаясь в детство, не могу вспомнить каких-то ярких эпизодов своего «приобщения» к чтению. Культ книги был в самой атмосфере нашего дома: мама - филолог, библиотекарь, отец - военный инженер, но всерьез увлекается поэзией. Оба влюблены в Хемингуэя, Симонова, Евтушенко, Вознесенского, Окуджаву… Эта влюбленность передалась и мне. И очень помогла мне в жизни и в моей профессии.
Вместе со своими воспитанниками-дошколятами мы пишем и иллюстрируем книги, ставим спектакли по произведениям любимых детских писателей. Иногда задача кажется непосильной, но я знаю, что мне всегда поможет моя семья - мои друзья и единомышленники. И что я всегда найду необходимую литературу и нужный совет в центральной библиотеке нашего города, где работают очень творческие, знающие свое дело и влюбленные в книгу люди.
О, Книга! Нам с тобой всегда светло.
Ты стала и учителем, и другом,
Невежеству и пошлости назло
Магическим нас ограждая кругом.
Круг чтения не только освещал
Дремучий лес глаголов и наречий,
Детей он в тайны жизни посвящал
И в мудрость всех ее противоречий…
Пусть Интернет раскинул свои сети,
Тебя он не заменит. И не раз
Тебе спасибо скажут наши дети.
Или напишут…Только лучше нас.
Олег Киселев: Книгу можно читать везде: дома на диване, в дороге в неудобном кресле, на работе, на лекции и даже на природе, пока твои друзья доедают последний шашлык, а ты сидишь на солнце и не можешь оторваться от захватывающей книги. Книга - наиболее удобный носитель информации. Даже сейчас, в наше информационно-прогрессивное время она такой и остается.
Мое знакомство с литературой началось лет 15 назад. Моя мама всегда читала мне книгу перед сном. И я, попадая в объятия Морфея, представлял себя отважным хоббитом, воюющим со злыми орками и драконами, или новым другом Страшилы и Железного Дровосека, бредущим с ними по дороге из желтого кирпича, или бесстрашным воином из команды Одиссея, или русским солдатом, воюющим вместе с Андреем Болконским…
А, нет… Это было уже в одиннадцатом классе. В общем, когда я сам научился читать книги, в нашей домашней библиотеке практически не осталось книг, подходящих для моего возраста. Хорошо, что есть другие библиотеки!
С литературой в школе у меня практически не было проблем. Обычно я уже читал книги из программы до того, как мы их начинали «проходить». Но я их с удовольствием перечитывал. В классе этак восьмом я уже начал отстаивать свое литературное мнение, спорить с авторами и осуждать их неправильную позицию. Тогда же я сжег свою первую рукопись. Ах, Николай Васильевич Гоголь, какой дурной пример вы подаете детям!
Я не сторонник нововведений, например аудиокниг, я противник многих современных авторов, не боящихся ни крепкого словца, ни наглой лжи для поднятия рейтинга своих книжонок. Но, с другой стороны, не мне их осуждать, не мне ругать наш прогрессивный (хотя, скорее всего регрессивный) век. Я решил все сам для себя, и влиять на мнения других я не собираюсь. Ведь, пожалуй, только мои мысли имеют стопроцентную гарантию своей неприкосновенности, а за остальное я ручаться не могу…
Валентина Киселева: Что книги бывают вкусными и нет, я поняла еще в четыре года, когда научилась читать. Только не знала, как назвать это ощущение наслаждения печатными строчками. А потом догадалась: хорошая книга - это же вкусно! Сочно, сладко-остро, каждое слово, каждый образ хочется смаковать и перечитывать. Но от еды у книг есть замечательное отличие - «наесться» ими нельзя…
Аверченко, Андреев, Андерсен, Астафьев, Апдайк, Ахматова, Ахмадулина, Беккет, Бёлль, Берджесс, Борхес, Бредбери, Булгаков, Бродский, Блок, Вересаев, Волошин, Верлен, Воннегут, Васильев, Гоголь, Голдинг, Грин, Гинзбург, etc по алфавиту.
Я могу назвать сотни имен, сотни произведений, над страницами которых я склонялась в любое время дня и ночи. Но для меня главное не количество прочитанных книг и не их ценность с точки зрения литературоведов, а сам процесс чтения. Я люблю читать. Люблю входить в новые миры, возникшие в авторском сознании, люблю в героях узнавать себя или окружающих, люблю приоткрывать завесу над смыслом жизни, сплетая мировидения разных писателей и поэтов, люблю наслаждаться точно подобранным словом или великолепной метафорой… Книга - это единственное, кому я могу поклясться в «вечной» любви.
Я не знаю, смогла бы я это сделать, если бы мое детство не было детством «книжным». Наша семья ценила и берегла книгу. Я росла среди книжных шкафов, играла с книжными героями, засыпала под мамино чтение. Любимые книги моего детства - папины, те, которые перешли к нам с братом из детства папиного (да что из детства, он и сейчас их перечитывает!). «Старая крепость», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Три страны, которых нет на карте»… Это были замечательные книги, вкусные. Мне хочется, чтобы их вкус почувствовали и мои дети.
Семья Устиновых-Киселевых. Апрель 2008 г.