Принцесса на бобах

Jul 07, 2010 16:19

Марина Мареева - один из наиболее талантливых и успешных кинодраматургов в России. У нее за плечами известные всем кинофильмы: «Тоталитарный роман», «Две луны, три солнца», «Принцесса на бобах». В ее копилке несколько призов международных фестивалей. А о ее детстве и юности известно не так уж и много. ...Родилась Марина Евгеньевна 1 августа 1960 года в Юрге в семье потомственных врачей. Бабушка была врачом-педиатром, мама, Лидия Антоновна - известным врачом-дерматологом. По их стопам пошел и старший брат Марины, Василий. Он стал корабельным врачом. Марина династию не поддержала. Ее ждал особенный путь.

В шесть лет девочка пошла в музыкальную школу, в семь - в общеобразовательную школу №15. Любимый предмет в школе - литература.

Большой след в душе Марины оставила ее первая учительница Мария Александровна Севостьянова. И на выпускном вечере Марина выступила со словами благодарности именно к ней.

Примерно с 1971 по 1972 годы Марина посещала кружок «Юнкор», в котором пробовали силы начинающие журналисты. Его посещение дало толчок развитию литературных способностей. Занималась с ребятами Мария Ивановна Исакова, работавшая в то время в редакции газеты «Свет Ильича». В 1973 году талантливую девочку наградили путевкой во всесоюзный пионерский лагерь Артек. Первые пробы пера.

В 1976 году Марина закончила школу и решила продолжить образование в Москве. Но родители решили, что учиться надо где-то поближе. Слово родителей - закон. И она поступает в Томский университет на факультет журналистики. В первый же год пишет сценарий кинофильма и отправляет его во ВГИК. Получает одобрение своей работы от Евгения Габриловича и его неофициальное приглашение в Москву. Она решает: «Надо ехать!» Не сдав в Томске последний экзамен, уезжает в Москву и в 1977 году поступает во ВГИК. Потом Марина Евгеньевна вспоминает: «До сих пор не могу понять, как поступила, потому что курс был “блатной”. Я была едва ли не единственной, кого взяли из народа. Спасибо за это Евгению Габриловичу, моему учителю. Я провалила все общеобразовательные предметы, меня просто радостно не брали, место было уготовано сыну какого-то кинодеятеля. Но старый Габрилович приехал из Матвеевского (ему тогда было уже за восемьдесят) и сказал: “Вот эту девочку возьмите непременно”. Меня взяли».

По окончанию экзаменов заседала мандатная комиссия - факультет журналистики был идеологическим. У Марины спросили, реабилитирован ли ее дед Юхимук Антон Степанович, «сидевший» по 58-й статье? Марина сказала: «Да! Реабилитирован!» Из воспоминаниний Марины: «В 1937 году деда репрессировали и отправили в Сибирь. Бабушка к нему поехала, как декабристка. Он погиб, а бабушка осталась там, рядом с могилой. И уже в Сибири мама встретила моего отца. Воспитывала меня бабушка, раз и навсегда переломленная тридцать седьмым годом и пятьдесят восьмой статьей. Я недавно прочла у Алексея Баталова фразу, где он говорит, что родом из пятьдесят восьмой статьи. И я тоже. Хоть намного его моложе и родилась во времена, когда все уже было в прошлом. Однако все мое детство это рассказы бабушки о ежовщине, о страшных временах. Исток всех моих тоталитарных романов - он там».

Первый год учебы во ВГИКе был самым счастливым. В 1983 году она закончила ВГИК. Училась вместе с Машей Хмелик, сценаристом фильма «В городе Сочи темные ночи», Лидией Бобровой, документалисткой. По окончанию - стажировка на Мосфильме. А дальше - работа и Успех.



Отрывок из интервью с Мариной Мареевой, опубликованном в газете «Московский комсомолец» 26.11.2000 г.:

- Почему сценаристки такие высокие девушки?
- Американские психологи считают, чем выше женщины, тем выше она над землей, тем больше она витает в фантазиях. Не от мира сего. Что касается фантазий - это точно про меня. Я не понимаю, как я вообще удержалась и выстояла. В Москве у меня не было и до сир пор нет никаких подпорок - Я провинциалка, я не умею за себя просить, входить в кабинеты, проталкивать.

-- А знаменитый комплекс провинциала - «взять от столицы все!»?
- Это не про меня. Я Тургеневская барышня, из маленького сибирского городка. Называется он почти как фильм Никиты Сергеевича Михалкова, только у него «Урга», а мой город называется «Юрга». Когда-то он был татарским поселением и, говорят, так и назывался - Урга. Я пишу мелодрамы. Это моя территория любви.

-- Почему мелодрамы?
- Мой мастер, великий Габрилович, который взял меня в 17 лет во ВГИК - из моей Юрги, сказал: «Пиши мелодрамы. Пиши про мужчину и женщину. Вот это никогда не закончится. Можно писать комедии и прийти в тупик. Можно писать детективы, и это осточертеет. Мелодрама неисчерпаема. Мужчина и женщина - отдельный сюжет» .

- А ты была уже в теме?
- Я живу особняком и до сих пор так живу.

- У тебя есть своя личная история, которую ты описала?
- Саму себя я описала только однажды, и больше никогда писать не буду «Принцесса на бобах» - это я. Это мой норов, мои заморочки, комплексы, бешеная гордыня.

- В твоих фильмах женщина заморена советской системой. Как ты думаешь, русская женщина и чувственность - совместимые вещи?
- Конечно. Просто это перекалечено, перемучено. Масса табу, масса комплексов. Эта проблема до сих пор есть. Внутренняя несвобода в русской женщине всегда была и будет. Мы все живем с загнанными внутрь драмами. Я считаю, что лучший мой сценарий - о принципиально другой женщине, он называется «Ной отплывает». Там, кстати, впервые написан и сильный, мощный образ мужчины. Это хочет снимать Тигран Кеосаян. И это отдельная тема - армянские мужчины в моей жизни. «Ной» - это посвящение моим армянским мужчинам. Только прошу понять меня правильно. Просто так у меня сложилось, что на всех этапных точках моей жизни появлялись интеллигентные армянские мужчины.
 Мое самое первое впечатление от жизни я помню невероятно ярко. Мне было четыре года, я выбираюсь из кроватки, иду на смех - зычный, гортанный. Я вижу яркое, страшное, с огромной седой гривой существо. Я в ужасе и в восторге. Я помню: он обнимает меня, что-то говорит, утешает - кудрявый, большой, грузный, тяжелый, веселый - это был Армен Хачатурян. Он ездил по Сибири с инспекциями - проверял музыкальные школы, и пил чай у преподавательницы музыкальной школы В.П. Стрельниковой, с которой мы жили в одной коммуналке. А в углу сидел Дмитрий Кобалевский. Но я его не запомнила. Это был первый армянский импульс. Композитор Хачатурян раз и навсегда определил мое либидо и мой мужской тип.

- А как ты думаешь, женщина вообще может быть счастливой?
- Мне кажется только единицы. Мы так много требуем от жизни и от мужчин. Когда француженке говорят: «ты хорошо выглядишь», она отвечает: «Да, я прелестно сегодня выгляжу! Я очаровательна как никогда», а попробуй русской женщине скажи: «Ты сегодня выглядишь хорошо!», она тут же начнет ныть, как она плохо себя чувствует, что у нее растрепаны волосы, нет маникюра и она спала три часа. Этот порок сидит в нас и не дает нам стать счастливыми. Мужчины наши нам в этом не помогают. И эта вечная война между мужчиной и женщиной. Я сама всю жизнь воюю. Сама - классический образ советской женщины. А чего воевать, когда надо любить друг друга! Мы не очень счастливы. У меня уже в имени заключено это. Я классическая Марина. Что вовсе не «морская», а в переводе с древнееврейского - «горькая». Я такая «принцесса на бобах». Я себе нагадала названием - судьбу. Как бы принцесса, но все время в пролете.

- Кто для тебя в нашем кино воплощение мужчины и женщины?
- Молодые мне никак. Никакого там воплощения мужчины я близко не вижу. Для меня мужчина - это ум, мозги. Я в этом плане классическая женщина. Идеал правда есть, он редко снимается в кино, а сейчас не снимается вовсе, - Сергей Газаров. А женщина, которая была для меня воплощением женщины, - Ира Метлицкая. Она была женщиной - а он мужчиной. Мужчиной моего романа.

- А о каком режиссере ты мечтаешь?
- Я всегда мечтала о Валере Тодоровском. Мы в одно время учились во ВГИКе. Он ходил в шикарных белых джинсах, в которых еще тогда никто не ходил, и я думала: «Ну, папин сын. Бездарь, наверное, по блату пристроился». А потом я увидела его фильм. И вот месяц назад он пригласил в свой шикарный кабинет на «Мосфильме» и сказал: «Давай поработаем вместе». Ну, и из мечты - это, конечно, Никита Сергеевич Михалков. Плох тот солдат, который не мечтает о Никите Сергеевиче. Но я никогда не буду с ним работать, так как случился небольшой казус на одном из кинофестивалей.

- Вы девушка решительная и самостоятельная. Наверно, здорово водите машину?
- Что вы, какая машина? У меня же нулевая реакция. Я классический тип пишущего человека, который не от мира сего, живет на своем облаке и не хочет оттуда спускаться. Я не боюсь жизни только тогда, когда работаю. Поэтому стараюсь работать как можно чаще.

- А ты вообще легка на слезы?
- Нет. Я не помню, когда я последний раз плакала. Я обычно ложусь на кровать лицом к стене. Лежу три дня, потом встаю и живу дальше. В этом смысле название фильма «Москва слезам не верит» - это про меня. Я как раз тот провинциал, который никогда не плакал и которому очень часто было тяжело. «Москва слезам не верит» - это правда. Если хочешь, чтобы она принимала, то, пожалуйста, не плачь, а работай…

Ну и какой же человек Марина Мареева? Сценаристка, кинодраматург. Загадочная женщина. Парит над миром, потому что ростом почти под два метра - такая недоступная. Никто о ней ничего не знает, а лучшие режиссеры снимают по ее сценариям фильмы - «Отшельник» (1995), «Королева Марго» (сериал), «Принцесса на бобах» (1997), «Две луны, три солнца» (1998), «Тоталитарный роман» (1998), «Зависть богов, или Последнее танго в Москве» (2000), «Наследницы» (2001), «Женский роман» (2002), «Янтарные крылья» (2003), «Убить вечер» (2003), «Крыжовник» (2005), «Сайд-Степ» (2006), «Казино снежной королевы» (2007), «Васильевский остров» (2008).

Первого августа у Марины Евгеньевны юбилей. Поздравляем. Гордимся землячкой. Любим ее фильмы.

Больше о Марине Мареевой:

Персональная страница на Кинопоиске.
Страница в энциклопедии отечественного кино.
Страница на сайте Сергея Жигунова.
«Шипилов 2.0»: рецензия.

писатели

Previous post Next post
Up