Любовь стихами прорастает…

Jul 01, 2010 15:34

Портрет… Есть портреты, написанные художником, выполненные фотографом, а есть живые портреты, отразившиеся навсегда в глазах любимых… Но если любовь оборвалась?..

Перед нами неоконченный портрет лирической героини и ее избранника. Портрет прекрасной молодой женщины, поэта, матери.

Но не все так просто в заголовке. Есть и скрытый смысл, так как образ автора противоречивый, сложный. Лирическая героиня видит свои корни в далеком прошлом Святой Руси. Истоки ее поэзии таятся в глубине веков, когда пожаром полыхала Русь, а лирическая героиня, ощутив себя Ярославной, провожая князя Игоря в поход, мечется в предчувствии беды. Детали портрета, казалось бы скупы, и их мало, но образы (хоть и недорисованные) они создают запоминающиеся и трогающие душу («…мои заламывает руки», «звуки плача» и шаги удаляющихся дружинников… Реплика: «Куда ты, Игорь, княже мой?»)

Очеловечен образ осиротевшей матери-земли в стихотворении «Поле битвы». Стиль его метафоричен: сплошные олицетворения: «земля сынов ждала и провожала», «в синеве тонули купола», у деревьев «тонкие, надломленные руки». Всюду следы битвы: «остывший след копыт», «вросший в бурьян чей-то грозный щит». Главная мысль в конце стихотворения:

Здесь, кажется, почил мятежный век,
Но разве изменился человек?
Портрет лирической героини невозможно представить без отношения ее к воинам XX и XXI веков. Афганистан и Чечня. Снова матери хоронят своих сыновей, все повторяется: ком в горле, расставания, молитвы, лишь детали, приметы войны другие: «железо, рельсы». Теперь они разлучают и соединяют с детьми матерей.



«Я - не та, и вы - не тот...»

С высоты XXI века смотрит автор на причины и последствия исторических событий. Особенностью поэтики Натальи Поляченковой является умение поставить себя на место литературного героя, передать читателю его переживания, чувства. В одном из своих сильнейших по эмоциональному накалу стихотворений «Неоконченном письме», лирическая героиня - солдат. Он в Чечне, на чужой земле и пишет матери, по сути, предсмертное письмо. На чужой земле он умирает за Россию. Трагедию молодого человека («Не хочу я, мама, умирать»…) помогают поэту раскрыть Контрасты: «Там, у вас, уже сибирская зима…» «А у нас здесь только рваное «ура». Рыдания матери предваряют рыдающие над ее сыном журавли (символ печали). Заветная мечта юноши:

Мне бы только горсть родной земли,
Мне бы только дождика глоток,
И увидеть на окне твоем цветок…
Война и мир, жизнь и смерть, Родина и чужбина... Трудно без слез читать последние строки:

В голубых глазах застыли облака,
И к России тянется холодная рука.
В небольшом по объему стихотворении такие незабываемые картины и образы… В них портрет Родины, любимой матери. И тоже неоконченный…

Образ лирической героини многолик. Вот она - невеста с черным платочком, а вот славяночка, а вот обреченный на гибель воин. То она бездомница, то счастливая мама, то любимая, Мадонна, а вот она звезда, вот птица, у которой руки-крылья…

Ее волнует все: дети-сироты, их неулыбчивые лица, их одиночество. Трагическая судьба детей без родителей не может не тронуть душу читателя. Героиня находится в пути, на котором уже встретила невзгоды и утраты, она в поиске истины, хочет понять себя, найти путь к счастью, и в душе благодарна Творцу, земле-матушке за счастье жить и страдать. Она вся из противоречий. Она - любовь и боль, свет и тьма, смех и слезы…

Из приставок странных и наречий…
Вихрем я врываюсь в белый свет…
Она пытается начать жизнь с чистого лица. У нее хватает мужества и душевных сил пережить личную драму, которая стала темой целого цикла стихотворений. Из них мы узнаем, что ее сердце ничего не забыло, она мечется в тревоге о любимом, от которого сама ушла:

Рядом с ним трудней и легче
В море, в поле - все равно.
Во многих стихах - диалог с дорогим человеком. Мятущаяся, страдающая душа героини живет праведно, не греша, спешит на выручку кому-то.

Вечная тема волнует поэта: поединок телесных наслаждений и духовности, поиски пути к Господу и искания человека в стихотворении «Творчество». Духовный тупик, безысходность - больная проблема многих:

То ли к свету летит человек,
То ли в бездну отчаянно мчится.
Противоречия, сомнения, душевные метания передают контрасты: «заплачу без причин», или

Тьма и свет как два начала
Не дают покоя мне…
Язык образный, яркий. Метафоры самые неожиданные: «горсть молвы», «ладони заката». Олицетворения очеловечивают окружающий мир: «дождь отплясывает», «ветры поют, с пургой венчаются», «ночь смотрит глазами мироздания».

Сама лирическая героиня каждый раз другая: «мотыльком затеряюсь», «крылатая птица, у которой ветры истерзали крылья», «а дождь любви идет и идет». Ключевые слова стихотворений «небо», «полет», «крылья», «звезда», «Господь», «молитва».

Тернистый путь героини сияет радугою чистой. Устав от безысходности, неизвестности и боли, она живет по божьей воле, повторяя слова молитвы. Главную роль отводится Господу, с которым героиня беседует откровенно и искренно: («С собой никак не совладать»). Вновь противопоставление: вознесение - падение, губить и воскрешать.

Мир «Накануне Рождества», торжество жизни - воскресение Христа в стихотворении «Пасха», «Глядят глаза иконные в дали заоконные…» - любимые стихи автора. В этом убеждает нас не только тематика, но и лексика, полная любви и нежности: «на пуховы варежки, на румяны шанежки», «Братушка», «с кроткою любовью».

Природа в стихах Натальи Поляченковой прекрасная, живая, она чувствует все то же, что и человек. Лирическая героиня растворяется в природе:

Когда вхожу в прозрачный лес,
Глазами трогаю верхушки.
Березы, сосны, как подружки
Сплели тугой венок небес.
В ее стихах «зима нетерпеливая», «метель стелила декабрю постель», «луну в помощницы брала», «в лес, как в рай». А в следующем стихотворении Илья на быстрой колеснице, сначала испугав мир своими раскатами и молниями, обновил этот мир, умыл дождичком, сделал его прекрасным.

Одно из любимых читателями стихотворений:

Бежало лето по пригорку
С клубникой в синеньком ведерке.
Цветным, причудливым букетом
Искрилось, распускалось лето.
Казалось, нет ему предела -
Оно летело и летело.
В стихах отразился и образ матери. Любовь ее безграничная, нежная. Стихотворение «Первенец». Контекстуальный синоним-сокровище. О чем мать молит Господа? Оградить от скорби, боли, страдания.

Даруй на век благие дни.
Надеждою твоей любви
Мать и дитя благослови.
Ключевым в сборнике является стихотворение «Портрет». В нем два портрета. Он и Она. Она - Мадонна, ставшая неродной и бездомной. Он «смеется как-то невпопад, отводит быстро отчужденный взгляд…» Начало необыкновенное, оно о любви страстной, сильной.

Я падаю на дно любимых глаз,
Твоих непредсказуемых, бездонных…
Заканчивается стихотворение драматично:
И, может, даже это и прекрасно,
Что черное трагичнее на красном,
И не окончен был тобой портрет…
Тема любви основная. Чувство это глубокое, незабываемое, т.к. оборвалось внезапно. Об этом стихи. «Ты ушел по-английски…»,
«Знаю, не вернешься, но ждать не перестану», «А помнишь платье на полу», «В сердце незабываемо, что навеки мы - вместе», «И как столетья тянутся мгновенья».



Презентация книги «Неоконченный портрет». ЦГБ,  апрель 2010 г.

Лирическая героиня живет надеждою на невозможное, чтобы воспрянуть, как птица Феникс.

Снова встречаем слово «портрет»:
«И твой портрет огнем горит в руке»
Автор дает свое представление о любви:
- Что есть твоя любовь ко мне?
- Это щека, прижатая к щеке,
Крылами бьющая в руке
Испуганная чудо-птица.
Многие строчки о любви легко запоминаются. Наиболее яркие из них:

Милый мой, любимый мой,
Я, наверно, сумасшедшая:
Разум просит настоящего…
Сердце требует прошедшего.
И в более поздних стихах такое же противоречие:

Я хочу тебе присниться…
Я хочу тебя забыть.
Героиня винит во многом себя, что не уберегла любовь.

В разделе сборника «Звездной ночью в сентябре» основная тема - любовная драма.

Не зови, не моли… не надо…
Мы с тобою листья
Разных листопадов…
Время изменило портреты обоих героев: «Я не та и вы не тот…»

Еще вчера со мной ты был
Угрюм, рассержен и жесток…
«Догоняя судьбу» и пытаясь разгадать ее тайну, понять почему «чужое счастье так похоже» на счастье ее, героиня вновь мечтает звездной ночью о любимом. Она - звезда среди тысяч созвездий:

Слышишь, как из синей бездны я кричу:
- Загадай скорей желанье! Я лечу!
Романтические строчки, полные надежды, чередуются с трагическими: «Разлюбишь - мне не жить!» Забыть любимого сложно: каждый день его глаза «в глазах детей смеются». Вопросы меняются: «Где конец этой боли?» И почти рядом: «А может, все устроится?»

Тяжко молодой матери с двумя маленькими детьми, воспитывать их, добывать хлеб насущный. Силы дает молитва и любовь к Господу.

Боже, дай мне силы устоять
И тебя в себе не предавая,
Не юлить, не жульничать, не врать.
Каждый миг, пока живая.
Мысль звучит как клятва и как призыв.

Автор: Анастасия Николаевна Томышева, Заслуженный учитель Р.Ф.

Больше о Наталье Поляченковой:

Страница автора на сайте журнала «Огни Кузбасса»
Страница автора на сайте издательства «Маматов»
Шипилов.Live: Не поле перейти

поэты

Previous post Next post
Up